Что-то не так в этой ситуации.
Пришла осень с ее замечательными школьными нагрузками, и вообще, летний отдых уже позади, а с ним в прошлое ушли и иллюзии беззаботного счастья, за которые так славно ухватиться на выезде, где нет особых обязанностей, устаешь исключительно от прогулок, а о конфликтах и речи быть не может. Так обидно выпустить сейчас все это из рук и вернуться в реальность, не правда ли?
Потому что реальность бывает неприглядна, отчасти еще и из-за нашей обиды на непостоянство собственных иллюзий. И традиционно огромную часть полемик и публикаций в осеннее время занимает одна и та же тема - детское непослушание.
Дети не желают кушать кашу. Дети приносят домой тройки. Дети закуривают в подворотне. Подростковые бунты. Дети оказываются сплошной проблемой, отягчающей жизнь и без того измученных родителей. И любящие их взрослые постоянно решают проблему, как с этим быть, а огромное количество статей по психологии унимает, увещевает и вразумляет: это пройдет. Проблемы ребенка реальны, его требования обоснованны, он только не умеет их выразить. Ему недостает внимания, понимания, присмотритесь, прислушайтесь и, если вы все сделаете правильно, это пройдет. Или само перерастется.
Нет, все это верно, конечно. И проходит, и перерастается, и многое удается сделать, если с умом. Но странное впечатление возникает от общего потока вопросов и текстов. Весь или почти весь он посвящен тому, как понять внутренний мир ребенка, повлиять на него, развить его до, простите, полноценного. Наиболее просветленные даже имеют смелость заявить, что дети - это не маленькие взрослые и нужно дать им возможность высказаться на своем языке. И все это бережное отношение в глубине своей как-то нечаянно подразумевает некоторую неполноценность человеческого существа по имени "ребенок". Развивающие программы, игровые проекты, постоянно растущий объем учебных нагрузок и возможностей проводят тонкую, но все более глубокую черту между миром взрослых и детей, притом правим-то мы, взрослые, это наш мир называется реальностью, и наша задача - как можно лучше интегрировать ребенка в нее, развить его, понять, чтобы снова интегрировать... когда-нибудь в будущем.
Почти два десятка лет - огромный срок! - под стеклянным колпаком бесится, радуется, страдает из-за несерьезного отношения к своим ценностям, выдумывает маленькие хитрости, колотит кулаками в прозрачную перегородку отторгнутое человеческое существо, проживающее свою жизнь здесь и сейчас. А ведь до разрешения быть взрослым, спонтанным, загадочным и влиятельным оно может и не дожить.
Пришла осень с ее замечательными школьными нагрузками, и вообще, летний отдых уже позади, а с ним в прошлое ушли и иллюзии беззаботного счастья, за которые так славно ухватиться на выезде, где нет особых обязанностей, устаешь исключительно от прогулок, а о конфликтах и речи быть не может. Так обидно выпустить сейчас все это из рук и вернуться в реальность, не правда ли?
Потому что реальность бывает неприглядна, отчасти еще и из-за нашей обиды на непостоянство собственных иллюзий. И традиционно огромную часть полемик и публикаций в осеннее время занимает одна и та же тема - детское непослушание.
Дети не желают кушать кашу. Дети приносят домой тройки. Дети закуривают в подворотне. Подростковые бунты. Дети оказываются сплошной проблемой, отягчающей жизнь и без того измученных родителей. И любящие их взрослые постоянно решают проблему, как с этим быть, а огромное количество статей по психологии унимает, увещевает и вразумляет: это пройдет. Проблемы ребенка реальны, его требования обоснованны, он только не умеет их выразить. Ему недостает внимания, понимания, присмотритесь, прислушайтесь и, если вы все сделаете правильно, это пройдет. Или само перерастется.
Нет, все это верно, конечно. И проходит, и перерастается, и многое удается сделать, если с умом. Но странное впечатление возникает от общего потока вопросов и текстов. Весь или почти весь он посвящен тому, как понять внутренний мир ребенка, повлиять на него, развить его до, простите, полноценного. Наиболее просветленные даже имеют смелость заявить, что дети - это не маленькие взрослые и нужно дать им возможность высказаться на своем языке. И все это бережное отношение в глубине своей как-то нечаянно подразумевает некоторую неполноценность человеческого существа по имени "ребенок". Развивающие программы, игровые проекты, постоянно растущий объем учебных нагрузок и возможностей проводят тонкую, но все более глубокую черту между миром взрослых и детей, притом правим-то мы, взрослые, это наш мир называется реальностью, и наша задача - как можно лучше интегрировать ребенка в нее, развить его, понять, чтобы снова интегрировать... когда-нибудь в будущем.
Почти два десятка лет - огромный срок! - под стеклянным колпаком бесится, радуется, страдает из-за несерьезного отношения к своим ценностям, выдумывает маленькие хитрости, колотит кулаками в прозрачную перегородку отторгнутое человеческое существо, проживающее свою жизнь здесь и сейчас. А ведь до разрешения быть взрослым, спонтанным, загадочным и влиятельным оно может и не дожить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий