четверг, 22 сентября 2011 г.

Скромник

Ему никогда ничего не нужно. Он спокойно принимает происходящее и добродушно улыбается, глядя на метания других. Сделать ему подарок - труд, достойный волшебника с магистерской степенью. Более того, прекрасно воспитанный в других сферах, Скромник почти наверняка отбросит правила этикета, и попытается вернуть вам подарок, во всех подробностях объяснив, почему именно эта вещь ему не подходит. Он не хочет понимать всей глубины испытанной вами неловкости? Ничего удивительного, ведь его слова, поступки, тихое лицо постоянно просят: не замечайте меня, пожалуйста, мне (да-да!) ничего не нужно.

Даже если бы это было правдой, ближним было бы довольно тошно жить рядом с таким образцом кротости - "они ж не ангелы, простые люди!" Но прислушайтесь, что наш Скромник говорит о других. Тихо и ласково, максимум с изумлением ребенка, узнавшего, что Деда Мороза на утреннике играет массовик дядя Вася, он каждодневно и неуклонно вещает о грехах. Не своих, конечно. Главный грех Скромника один: он слишком милосерден к людям. А вот люди эти никуда не годятся. Пьющий отец, гулящие тетки, безмозглые подруги, капризная жена, безразличная мать, эгоистичные дети и безалаберные сотрудники довольно скоро становятся достоянием каждого желающего слушать, а порой и не желающего, но не сумевшего достаточно быстро увернуться. И всех их Скромник принимает во всей их порочности, с недостатками каждого готов мириться и всякому готов помочь с максимальной степенью самоотдачи.
О, Скромник и помощь ближним - две вещи нераздельные. И чем труднее ситуация, тем быстрее он придет на помощь. Отдаст свой телефон проезжей тетушке, забывшей аппарат в родном городе. Ляжет спать на пол, уложив на единственную кровать соседа родителей из города детства. И уже назавтра вы узнаете, как ему продуло спину, а врача-то вызвать было нельзя: телефона нет. Глядя на вас лучистыми глазами, он шепнет тихонько: Я не могу иначе.
Жить рядом с таким образцом самоотверженности очень трудно, практически невозможно. Довольно скоро все живое чахнет и умирает, отравленное чувством беспредельной вины за свое здоровье, наглость послать соседа в гостиницу, а тетушку в магазин, безответственность прогулять работу с температурой сорок и тем самым свалить все бремя на проходившего мимо Скромника...
Как так, ведь он страдал ради вашего комфорта? Да вот нет. На самом деле все ваши проблемы, задачи и потребности, высказанные, невысказанные и надуманные Скромник не устраняет силой своего милосердия, а использует для бесконечного процесса формирования своего непорочного образа. А как, вы думали, он, такой незаметный, лишенный всяческих амбиций, постоянно оказывается в центре внимания? Фокус в том, что в глубине души Скромник удивительно эгоцентричен и кажущаяся, но хорошо пропиаренная незаметность становится основным путем его реализации. Хотите обидеть его всерьез? Сделайте то, о чем он просит: не заметьте его. Хотите осчастливить? Станьте слабым, несчастным и порочным существом, позвольте ему наставлять вас и не забывайте почаще жаловаться на непреодолимые обстоятельства. Обещаю, он будет рядом. Правда, счастливого виду не подаст: в пакет удовольствия входит также возможность сетовать на вас и желательно не раз в день.
Откуда он такой взялся, этот бедняга, подстерегающий в засаде, когда вы наконец попадете в беду? Не всегда, но часто это дитя Хорошей Девочки или Победоносца. Задавленный кипучей энергией одного из родителей и наблюдая политику отстранения второго (а как еще существовать с ними рядом?), он не имеет сил активно отстаивать свои интересы. К тому же это плохо: вон, мама, образец благородства, всегда заботилась о других. Скромник наш прячется в норку и делает потрясающее открытие: именно за это его больше всего хвалят. Занятым чужой жизнью Победоносцам и Хорошим Девочкам такой ребенок - настоящий подарок. Блистательную личность они не потерпели бы рядом с собой никогда. А этот объективно хороший, любит мамочку, не спорит, не делает ничего плохого, способностями, правда, не блещет, но это не беда: развивать его все равно некогда. И его хвалят за скромность, поощряют все разы, когда он "не мешал", "помогал" и был самостоятельным не по летам. Повзрослев, бедный Скромник, может, и хотел бы понять, почему теперь от него, такого удобного, бегут, как от чумы, но на самом деле он давно нашел ответ: все дело в глупости и порочности людей, населяющих мир. И знали бы они, какая жестокая ухмылка порой скрывается под изящно изогнутыми розовыми губами этого героя с по-детски гладкой кожей.
Интересный вопрос: какими же вырастают дети Скромника? Статистика печальна: чаще всего детей нет. Зацикленность Скромников на себе просто не оставляет места ни для партнера, ни для ребенка. Но есть и исключения. В окружении, где бездетность считается пороком (в селах, например), Скромник не перенесет такого негативного внимания к своей особе. Тогда он чаще всего порождает самостоятельную и одинокую личность, со временем сданную на руки бабкам-дедкам или отошедшую другой стороне при разводе. Как правило, дети Скромника четко знают, что почем и что нужно делать, чтобы достичь желаемого. Рано или поздно они отдают родителям право "ничего не хотеть" и вычеркивают их из своих планов завоевания мира. Так или иначе Скромник чаще всего оканчивает жизнь в одиночестве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий