пятница, 15 июня 2012 г.

Сегодня хороший день для смерти


Я услышала эту фразу больше 20 лет назад - ей начинается фильм "Коматозники" Джоэля Шумахера, который, конечно же, ссылался на Экклезиаста. Фильм сыграл в моей жизни огромную роль (кто захочет смотреть - попытайте счастья в оригинале, не видела ни одного нормального перевода), как это всегда и бывает, когда Шумахер надумает говорить серьезно. А фразу не поняла. Она меня мучила, я раздумывала по ночам, приставала ко взрослым и умным людям, которые в ответ испытывали сильную неловкость.
С годами я поумнела, узнала, что на славянских территориях разговоры о смерти считаются пугающими и неприличными, и угомонилась. А фраза осталась со мной, непонятая. Время от времени я к ней возвращалась и снова уходила, увлеченная собственной весьма насыщенной жизнью. Уносила легкое беспокойство от того, что держу в руках важный ключ, но не знаю, к  чему...
...
Вчера на одной из моих любимых групп поднялась тема: "Если ты умрешь сегодня вечером, что возьмешь с собой из прошедшего дня?" И это было непросто. Планы? Но они никогда не реализуются. Доведенную до ума работу? Но она в перманентном процессе. Не зря же говорят, что работа раньше нас родилась и после нас умрет. Да и зачем тебе трудовые достижения в могиле? Что можно унести с собой? Опыт. Глубокое впечатление. Открытие. Знак, за которым снова же опыт, зрелость личности.
У меня был разнообразный, богатый острыми переживаниями день. Горе и ужас из-за того, что дорогой мне человек попал в страшную катастрофу. Счастье из-за того, что другой дорогой мне человек открыл дверь своей души и вот только что смотрел на меня бесстрашно и умно, а ведь я не комплименты говорила. Радость доверия. Радость от красоты окружающих меня людей - друзей и клиентов. Дикий хохот от рассказа приятельницы по форуму, утро которой началось со "150 кв.м сплошного собачьего гаМна", поскольку собаки сперли пачку отрубей и всю ночь занимались здоровым питанием и равномерным похудением по всему периметру квартиры. А начался день с того, что еще одна дорогая мне душа прислала по почте фотку - вещь, которая долго лежала у нее, запакованная в ожидании никогда не наступащего завтра. И это был знак, что завтра превратилось в сегодня, и я к этому немного причастна. Вот эту  красивую и забавную вещь я и взяла бы с собой.
И уже по дороге домой поздним вечером во мне снова зазвучали эти слова: Сегодня хороший день для смерти. И в первый раз я их поняла. Мои дела улажены. Более того, мы весь день развивали друг друга - я и мои дела. Мои дети выросли и вполне справятся без меня. Я любима и знаю это. Моих сил хватает, чтобы самой дарить любовь - просто так, от избытка. Я прожила каждую минуту этого дня. И в определенном смысле он действительно был последним, как и каждый день, поскольку больше никогда не повторится. Хороший день для смерти - это хороший день для жизни, вот как просто все оказалось.
И подумалось еще, что потенциальным самоубийцам, с которыми по роду службы и из чувства общечеловеческого единства иногда приходится общаться, я теперь обязательно скажу: вы делаете непоправимую ошибку, потому что абсолютно точно ошибаетесь с выбором дня. Если сегодняшний день почему-то был плохим для жизни, то для смерти он явно не годится.

5 комментариев:

  1. Великолепная запись! Столько вдохновения! Спасибо, что так бескорыстно и легко даришь важное понимание, и ответ который ты сама искала годами...Берешь и вот просто так нам даришь! Ты уникальна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля.
      Дарить таким, как ты, - счастье.

      Удалить
    2. Прислали из далеких земель по почте, чтобы я разместила сама, а то там не размещается.
      А мне и приятно, а я и тронута до глубины :)
      ___
      В первый раз, касаясь такой щекотливой темы, как смерть, ощутила массу позитива и радости!
      Твое понимание этой фразы, как все гениальное, просто! И понимаешь, что вот так же чувствовал все, ну вот же!
      Но полное понимание пришло только теперь! Спасибо тебе!
      Хочется жить, ощущать, чувствовать, насыщать себя эмоциями, переживаниями, наполнять жизнь так,
      чтобы когда-нибудь можно было действительно так сказать: "Сегодня хороший день для смерти".

      Удалить
  2. СУПЕР, впервые слова "Сегодня хороший день для смерти" приобрели иной смысл, я часто думала: "Вот если я узнаю, что скоро умру, что буду делать? Сразу приходили мысли: сделаю то до чего не доходили руки, проведу время с теми людьми, с которыми хочу, приведу в порядок свои дела и буду делать только то, что ХОЧУ, для себя, то, что нравится мне!!!" Так я фантазировала! Время уходит, день за днем уходит безвозвратно... Можно умереть так и не успев начать. ПРОЖИВАЯ свой день (день своей жизни) есть, что забрать с собой!!!! И хочется жить!
    Элина, так ты замечательно написала об этом! Спасибо тебе!

    ОтветитьУдалить