Я заметила, что август часто проходит под знаком робких размышлений о смерти. Конец лета, что ли, печалит... Отношение к уходящим сталкивает в бурной дискуссии психоаналитиков с мировым именем - я не знала, что эти люди могут так грубить друг другу! В Сети с завидным постоянством возрождается вирусно-маркетологический текст о пяти сожалениях умирающих. Вы его видели? Некая сотрудница хосписа, имя которой, конечно же, не имеет значения, составила рейтинг основных сожалений "людей, подошедших к самому краю жизни".
А я в этом году не удержалась и влезла в самую середину американской, точнее, уже американо-британской дискуссии - почему? Потому что, хоть и не героиня слезливого письма щастя, тем не менее полжизни провела с умирающими просто по роду своей деятельности. По этой же причине меня наконец достал спам о неправильно прожитых жизнях. В конечном итоге обе темы оказались двумя сторонами одной медали: нежелания людей принимать жизнь и смерть как объективные факты собственной биографии. Но расскажу по порядку.
Тенденции "не говорить и не думать о плохом" давно привели нынешнее поколение к мысли, что все "негативное", например, сострадание или забота о ближнем, должно быть исключено из их жизни, а не то с ними случится эмоциональное выгорание, а это очень, очень страшно. Эмоциональное выгорание - оно конечно. Кто же спорит. Но, в принципе, психика - вещь гибкая, а эмоциональное выгорание в не меньшей, если не большей степени грозит и тем, кто пытается загнать реальный мир в рамки своих идеальных представлений. В тщетных попытках избежать неприятных ощущений, а тем паче настоящей боли, человечество медленно, но верно утрачивает и рождаемые в муках ценности.
На первый взгляд все просто: для ухода за умирающими существуют специально обученные люди и совершенно незачем погружаться в этот длительный, выматывающий нервы и силы процесс. А ведь наши родители - взрослые люди, они недодали нам того и этого, взрастили в нас комплексы, именно благодаря им у нас сейчас проблемы в общении с противоположным полом, неуверенность в завтрашнем дне и нелюбимая работа. Как просто именно сейчас воспользоваться хорошо аргументированным чувством обиды и смотаться подальше от родных пенатов, пока за умирающим отцом ухаживает живущая неподалеку сестра. Именно так и поступил один из участников дискуссии - и долго потом еще муссировал тему непрощения, позволившего ему быть свободным от капризов угасающего старика. Он был справедлив? Безусловно. И избежал многого. В том числе и возможности наконец-то стать взрослым. Простить или просто отказаться от обвинений. И принять смерть как неизбежную часть жизни. Что будет с ним, когда сам увидит ее в глаза? Думаю, он будет очень удивлен. И в первую очередь тем, что едва ли захочет соблюдать требования, которые сам же выдвинул в этой дискуссии к умирающим. С точки зрения этого уважаемого аналитика будет очень хорошо, если умирающие люди будут терпеливы и смиренны, приложат все усилия, чтобы никого не беспокоить, и постараются не изводить окружающими криками и требованиями, а радовать мир своей угасающей улыбкой. Мы боимся говорить о смерти, но у нее есть свои правила... Если теряющий жизнь человек ведет себя именно так, за этим всегда стоит одна и та же подоплека: он просто боится быть брошенным сейчас, когда он так беспомощен и ему так страшно.
И тут хотелось бы вернуться к пресловутым "распространенным сожалениям умирающих". Моя подруга, по долгу службы спасавшая, а иногда, увы, и терявшая людские жизни большую часть жизни собственной, рассказала, что "повелась" на эту историю по полной программе. Но стоило вспомнить практический опыт общения с теми, кто готовится покинуть этот мир, как все романтические резоны: "что так много работал, не имел смелости выразить свои чувства" и даже "не позволил себе быть более счастливым" - показались реалистичными, как гаишник, остановивший вас на выезде из города, чтобы подарить аптечку с огнетушителем. Давайте уже договоримся, умирающий человек редко бывает очаровательно-волнующим. Ему немного не до того. Но это не основание отвергать его - ведь он все тот же - и не повод лишать его права на реальные желания.
О чем же говорят люди перед самым концом жизни? Большая часть хочет жить-жить-жить любой ценой. Меньшая - умереть-умереть-умереть уже поскорее. Страдают они очень и потому редко думают о чем-то другом. Те же, у кого есть силы и желание подумать и на другие темы, тоже их озвучивают. Очень многие боятся, а примет ли их Бог - таких. Примет ли Бог восьмидесятилетнюю женщину, переспавшую в 20 с красивым парнем? Примет ли старика, перепортившего все отношения в силу вспыльчивого характера? Самые длиные разговоры у нас об этом. Умирая, люди думают о будущем.
Второй важнейший лейтмотив - дети. Об этом обычно говорят женщины: что будет с детьми? Не приведет ли муж мачеху, не выгонит ли из дому? И именно здесь вырывается на волю главное сожаление большинства умирающих - неупорядоченность земных дел. Завещание не написано - это волнует и бездетных. Их состояние удивительно точно охарактеризовал когда-то Шевченко: горько все, что любили, ради чего трудились "покидати чужим людям, чужим дітям на сміх, на розтрату". А вот сожалений о не доставленных себе удовольствиях, не реализованных мечтах и не высказанных словах почти нет: кто может, занимается именно этим: едет, летит, высказывает, пробует, рискует, напивается, наконец. А кто уже не в состоянии - тем обычно все равно. Старые ценности теряют смысл, вперед выступают совершенно другие приоритеты. И главный из них - предстоящая дорога, их самый длинный путь. Он требует такой концентрации, что умирающие просто не в силах отвлекаться на что-либо еще.
Так что же, все эти идеи - решимость, счастье, чувства и снова решимость - обычный спам? Не совсем так. Просто всему свое время. Умирающим - собираться в путь и мотать наши нервы требованиями и жалобами. Живым - понимать, что теперь они свободны от всех обязательств, и это дает не только право бросать, а еще и право не строить никаких отношений, никого не воспитывать, ничего не ждать, просто баловать без границ тех, кого любишь, пока они еще не использовали свой билет в один конец. Еще это право убежать или остаться. Вот только есть смысл понимать, что справедливостью в таких случаях прикрывается собственный страх, жестокость и пассивность. Такое уж это время, когда всю ответственность приходится брать на себя, и не факт, что ответственность эта - бремя, а не благо. А когда все будет сделано, осознать общность пути, на который все мы когда-то встанем, и не рвать себе сердце, а принять все как есть и позаботиться о собственном счастье, пока это еще важно - здесь и сейчас.
А я в этом году не удержалась и влезла в самую середину американской, точнее, уже американо-британской дискуссии - почему? Потому что, хоть и не героиня слезливого письма щастя, тем не менее полжизни провела с умирающими просто по роду своей деятельности. По этой же причине меня наконец достал спам о неправильно прожитых жизнях. В конечном итоге обе темы оказались двумя сторонами одной медали: нежелания людей принимать жизнь и смерть как объективные факты собственной биографии. Но расскажу по порядку.
Тенденции "не говорить и не думать о плохом" давно привели нынешнее поколение к мысли, что все "негативное", например, сострадание или забота о ближнем, должно быть исключено из их жизни, а не то с ними случится эмоциональное выгорание, а это очень, очень страшно. Эмоциональное выгорание - оно конечно. Кто же спорит. Но, в принципе, психика - вещь гибкая, а эмоциональное выгорание в не меньшей, если не большей степени грозит и тем, кто пытается загнать реальный мир в рамки своих идеальных представлений. В тщетных попытках избежать неприятных ощущений, а тем паче настоящей боли, человечество медленно, но верно утрачивает и рождаемые в муках ценности.
На первый взгляд все просто: для ухода за умирающими существуют специально обученные люди и совершенно незачем погружаться в этот длительный, выматывающий нервы и силы процесс. А ведь наши родители - взрослые люди, они недодали нам того и этого, взрастили в нас комплексы, именно благодаря им у нас сейчас проблемы в общении с противоположным полом, неуверенность в завтрашнем дне и нелюбимая работа. Как просто именно сейчас воспользоваться хорошо аргументированным чувством обиды и смотаться подальше от родных пенатов, пока за умирающим отцом ухаживает живущая неподалеку сестра. Именно так и поступил один из участников дискуссии - и долго потом еще муссировал тему непрощения, позволившего ему быть свободным от капризов угасающего старика. Он был справедлив? Безусловно. И избежал многого. В том числе и возможности наконец-то стать взрослым. Простить или просто отказаться от обвинений. И принять смерть как неизбежную часть жизни. Что будет с ним, когда сам увидит ее в глаза? Думаю, он будет очень удивлен. И в первую очередь тем, что едва ли захочет соблюдать требования, которые сам же выдвинул в этой дискуссии к умирающим. С точки зрения этого уважаемого аналитика будет очень хорошо, если умирающие люди будут терпеливы и смиренны, приложат все усилия, чтобы никого не беспокоить, и постараются не изводить окружающими криками и требованиями, а радовать мир своей угасающей улыбкой. Мы боимся говорить о смерти, но у нее есть свои правила... Если теряющий жизнь человек ведет себя именно так, за этим всегда стоит одна и та же подоплека: он просто боится быть брошенным сейчас, когда он так беспомощен и ему так страшно.
И тут хотелось бы вернуться к пресловутым "распространенным сожалениям умирающих". Моя подруга, по долгу службы спасавшая, а иногда, увы, и терявшая людские жизни большую часть жизни собственной, рассказала, что "повелась" на эту историю по полной программе. Но стоило вспомнить практический опыт общения с теми, кто готовится покинуть этот мир, как все романтические резоны: "что так много работал, не имел смелости выразить свои чувства" и даже "не позволил себе быть более счастливым" - показались реалистичными, как гаишник, остановивший вас на выезде из города, чтобы подарить аптечку с огнетушителем. Давайте уже договоримся, умирающий человек редко бывает очаровательно-волнующим. Ему немного не до того. Но это не основание отвергать его - ведь он все тот же - и не повод лишать его права на реальные желания.
О чем же говорят люди перед самым концом жизни? Большая часть хочет жить-жить-жить любой ценой. Меньшая - умереть-умереть-умереть уже поскорее. Страдают они очень и потому редко думают о чем-то другом. Те же, у кого есть силы и желание подумать и на другие темы, тоже их озвучивают. Очень многие боятся, а примет ли их Бог - таких. Примет ли Бог восьмидесятилетнюю женщину, переспавшую в 20 с красивым парнем? Примет ли старика, перепортившего все отношения в силу вспыльчивого характера? Самые длиные разговоры у нас об этом. Умирая, люди думают о будущем.
Второй важнейший лейтмотив - дети. Об этом обычно говорят женщины: что будет с детьми? Не приведет ли муж мачеху, не выгонит ли из дому? И именно здесь вырывается на волю главное сожаление большинства умирающих - неупорядоченность земных дел. Завещание не написано - это волнует и бездетных. Их состояние удивительно точно охарактеризовал когда-то Шевченко: горько все, что любили, ради чего трудились "покидати чужим людям, чужим дітям на сміх, на розтрату". А вот сожалений о не доставленных себе удовольствиях, не реализованных мечтах и не высказанных словах почти нет: кто может, занимается именно этим: едет, летит, высказывает, пробует, рискует, напивается, наконец. А кто уже не в состоянии - тем обычно все равно. Старые ценности теряют смысл, вперед выступают совершенно другие приоритеты. И главный из них - предстоящая дорога, их самый длинный путь. Он требует такой концентрации, что умирающие просто не в силах отвлекаться на что-либо еще.
Так что же, все эти идеи - решимость, счастье, чувства и снова решимость - обычный спам? Не совсем так. Просто всему свое время. Умирающим - собираться в путь и мотать наши нервы требованиями и жалобами. Живым - понимать, что теперь они свободны от всех обязательств, и это дает не только право бросать, а еще и право не строить никаких отношений, никого не воспитывать, ничего не ждать, просто баловать без границ тех, кого любишь, пока они еще не использовали свой билет в один конец. Еще это право убежать или остаться. Вот только есть смысл понимать, что справедливостью в таких случаях прикрывается собственный страх, жестокость и пассивность. Такое уж это время, когда всю ответственность приходится брать на себя, и не факт, что ответственность эта - бремя, а не благо. А когда все будет сделано, осознать общность пути, на который все мы когда-то встанем, и не рвать себе сердце, а принять все как есть и позаботиться о собственном счастье, пока это еще важно - здесь и сейчас.
да уж. люди сдают, не выдерживают, не хотят встречать смерть близких. хочется переложить это на кого-то другого, а самому считать, что сделал многое. но нет. надо оставаться честным перед собой и держать себя в руках. отказаться от эгоизма, иначе потом, когда в такой ситуации окажешься сам, будет о чем пожалеть, и чего бояться после смерти.
ОтветитьУдалитьИ все же, когда сделал многое, это тоже не нужно преуменьшать.
ОтветитьУдалитьДина, позволь выразить тебе мое глубокое уважение.