понедельник, 26 сентября 2016 г.

Когда тренинг бессилен


Олеся (имя, конечно, другое) молода и энергична. Любит свою работу, занимает очень неплохую позицию, хочет продвигаться выше. Мучает ее одно: прокрастинация.
- Вот когда приходится делать что-то, что не нравится, тяну до последнего. Все другое переделаю. А потом еще тяну. А потом снова тяну. А потом сижу ночами, когда уже стало поздно, прямо вот до утра сижу - и делаю, ничего не соображаю, цифры сливаются, а я делаю, делаю...

Слушаю историю, унылую и жалобную, как осенний дождь. Знаю, что перед визитом ко мне были мотивационные тренинги, коучинг, что-то еще...
- Голова тупая, горит, рассвет встречаю, а делаю - потому что уже все. Или все отменять и возвращать аванс а я его потратила месяц назад, или неустойку платить, или слать что попало, с ошибками. Нет, ну оно не то что с ошибками, а просто... Ну... Не так безупречно, как я могла бы.
Вот оно. Сейчас это кажется очень просто. Да это и есть очень просто. Сложность в том, чтобы из деталей выцепить суть, потому что дьявол традиционно окопался в мелочах. Но Олеся молодец, перед нашей встречей провела просто-таки фундаментальную работу по структурированию информации. И сейчас излагает ее внятно, немного отрешенно. Олеся хочет решить свою задачу и двигаться дальше. Это ее преимущество. Это же и ее проблема. И здесь такой случай, когда небесполезные и даже эффективные коучинги с тренингами сработали против нее.
Олеся из числа людей, воспринимающих себя как функцию. Ее родительская семья была - или выглядела - почти идеальной, и от девочки требовалось одно: не отсвечивать. И, конечно, хорошо учиться. И выглядеть идеальной девочкой. И идеально убирать свою комнату. И иметь идеальных друзей. И не опаздывать, и не болтаться где попало, и кушать вовремя, и радоваться подаркам, и не покупать ничего самостоятельно, и не красить волосы, и не... Потому что иначе, словно все только того и ждали, мама падала, подкошенная жестокой мигренью, папа уходил на вечер куда-то в неизвестном направлении и возвращался уже назавтра после работы, дом погружался в сумрачную тишину и выпросить прощение, и прекратить эту пытку не было никакой возможности.
Вот и все. Мысленно шлю Олесиным родителям, не справившимся с бременем идеальности и перевалившим на ребенка ответственность за все их взрослые грешки, теплый привет. Теперь она ищет любое оправдание своей неидеальности и даже создает их сама. Например, прокрастинируя. Хорошо хоть, не болея. Олеся, все-таки, умная.
Вопрос решен, мы смеемся. Олесе не по себе, она понимает, что придется переучиваться под себя, обычную, симпатичную, ошибающуюся. Но она и рада первый раз за долгие годы сказать себе "можно". Новые знания ей помогут. Может, когда-то она захочет перестать рассматривать себя как механизм, и тогда ей понадобится долгая терапия. Невозможно за несколько часов разгрести проблему, нараставшую десятилетиями. А поведение - это несложно. Это нам всего час потребовался.
Олесиным родителям, чтобы возгордиться тем, что имеют, и похвалить, и поблагодарить, понадобилась бы пара минут...

2 комментария:

  1. Спасибо, Элина. Странный балласт в виде прокрастинации - это, как оказалось, от требования соответствовать некому идеалу. От страха быть несовершенным и отвергнутым неизвестным значимым взрослым, мучаться чувством вины и стыдом. Без гордости, радости и поощрения. А по факту - можем ведь, и в кризис действовать быстро и эффективно, и решения принимать, но позволить себе несовершенство - работа над собой, часто неочевидная, к которой - опять таки, сложно подойти и все время откладывается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Юля. Мне это ценно.
      Можно - такое прекрасное слово! ;)

      Удалить