пятница, 9 сентября 2016 г.

Перекормленные потребности



В наше время немалое внимание уделяется перекормленным детям. И правильно: за последние пару десятилетий детское ожирение в мире выросло где на 5-10, а где и на 20-25%. Для здоровья это опасно.
Странно, почему-то совсем не вызывает интереса не менее опасное, хоть и не настолько явное перенасыщение - потребностей. Кажется, многие даже не задумываются, что стабильно перекармливать можно не только желудки. На самом же деле потребностям все равно, чего требовать. Они ведь не живые существа - они просто обеспечивают жизнедеятельность организма. Показывают недостаток чего-то, могут трактоваться ошибочно или удовлетворяться слишком рано, еще до своего возникновения, могут быть спутаны с чем-то другим. При перенасыщении любые потребности одинаково растут и просят еще. Родители, познавшие любой из видов голода или просто тревожные, могут превентивно защищать от этого голода своего ребенка, особенно если общественное мнение - за.

Нынешним бабушко-дедушкинскому и старшему родительскому поколениям страшно не хватало внимания. "Не перехвалить, чтобы не зазнавался", "Ребенок не должен мешать родителям", "Растить самостоятельным" и "Он должен понимать" - таков был тренд 60-80-х. До этого росло послевоенное поколение, уделять особое внимание которому не было никакой возможности. После - пришли 90-е, в которые или снова не было возможности, или возможность была, но у нянь: одни родители выживали, как умели, другие - мерились пиписками внезапно открывшихся возможностей. Не все, конечно, но большинство. Детское одиночество затянулось надолго, больше чем на полвека.
И вот ситуация в корне поменялась. Стало возможным и даже разумным говорить о потребностях ребенка как отдельной личности. И недобравшие, знающие, как плохо и непоправимо холодно расти заброшенной душе,  родители кинулись честно и ответственно исправлять ситуацию, но уже на своих детях. Иногда люди, лишенные какого-то блага, начинают настойчиво предлагать его окружающим. Это легко увидеть на примере все тех же толстяков и полнушек, сражающихся за стройность при помощи диеты: некоторые из них добродушно и несколько назойливо закармливают всех, до кого могут дотянуться, нимало не интересуясь, голодны ли субъекты кормления. Нечто подобное произошло и со многими родителями.
С материальными благами все утряслось достаточно легко, тут родители молодцы, ничего не скажешь. Поколение, выросшее в сваровских стразах, среди трехметровых игрушечных домов и головоломных гаджетов, уже почти повзрослело и отказалось от роли живых кукол, а дальше этот зуд угомонился. Одежда стала демократичнее, еда - здоровее и все в целом менее вычурным. Понты почти - почти! - заняли свою специфическую нишу, а в ней - почему бы и нет? У всех свои увлечения, не так ли? Особенно в наличие здравой альтернативы.
С потребностью в любви и внимании все оказалось не так просто. Те, кто умел их уделять, умерли от старости. Традиция прервалась. А голод остался. И поскольку удовлетворить его в себе, взрослом, оказалось достаточно сложно, родители начали персональную и общественную кампанию по предоставлению деткам внимания. Для начала спутали внимание с контролем. Поскольку неумение повышает тревожность, а тревожность мешает думать, это было нетрудно. Пятьдесят раз спросил, как дела в школе, отдал на пятнадцать развивалок, позволил чистым и нарядным детям тихо поиграть раз в неделю в гостиной, поощрил приемлемую долю бунтарства в школе - и порядок. Оказалось, нет. Дети пошли угрюмо-вежливые и замкнутые. Из желаний многие родители выделяют два: лежать и играть на компьютере. Даже интересно, какие еще желания могут выражать усталые от постоянного присмотра дети, чьи потребности предугаданы раньше, чем они появятся, даже если сами собой они и не появились бы никогда.
Ладно, скорректировали курс. Внимание не контроль. Внимание требует внимания. И началось - вот прямо сейчас - внимание. Ребенка расспрашивают. Ребенка выслушивают. Если ребенок врет или путает, его снова терпеливо и ласково расспрашивают. С ребенком договариваются. Ребенку предоставляют варианты новых возможностей, гораздо лучших, чем он сам бы догадался своим незрелым умишком. От ребенка дожидаются вполне добровольного согласия. Разумные и добрые желания ребенка исполняются прежде, чем он их внятно опишет. Неразумные и недобрые трансформируются в доброе и разумное. Ведь мама и папа уже набили своих горьких шишек. Теперь они вьют теплое уютное гнездо, оберегая дитя от ударов судьбы и горьких обид. Родительская слепота порой поражает, поскольку ребенок, с которым проделывают все эти заботливые манипуляции, не молчит. Он капризничает и плачет, его душа пытается вывернуться из удушающих объятий и получить наконец право на свою экзистенциальную боль, порцию одиночества и развитие со всеми его ошибками и победами. И это, наверное, единственная потребность, которую родители не замечают или трактуют очень вольно, суля очередные лакомства, развлечения и задушевные разговоры. Со временем она тонет в подменах так же, как здоровое тело увязает в теплых мягких слоях избыточного жира.
Что будет с такими детьми, я не знаю. Кажется, никогда еще эксперимент не ставился в таком масштабе. Что бывало с единицами - известно. Они чаще всего вырастали и натыкались на непонимание внешнего мира, его нежелание подчиняться, давать столько времени, сколько потребуется, терпеливо слушать и сотрудничать. На то, что жизнь несправедлива. Просветленные искали помощи у терапевтов и в конце концов проделывали свой собственный путь. Правда, давался он им сложнее и болезненнее, чем это было бы в детстве, когда сам организм открыт на рост и интеграцию. Менее отважные сворачивали душу в клубочек и прятали в уголок. Ничего особо страшного с большинством не случалось - просто беспредельная тоска и неумение завести семью и сделать карьеру, взять то, что причитается им по праву.
Что будет сейчас, понятно не вполне. Разговоры об ожирении, похоже, эффективны не слишком. Все больше детей, получающих легкодоступные жиры и вкусные углеводы безо всякого труда и ограничений, теряют подвижность и обрастают комплексами. Окажутся ли закармливаемые легкодоступным счастьем души более гибкими? Сумеют ли противостоять?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий