- Не бойся собачку, собачка хорошая, не укусит!
- Взрослые лучше знают, их надо слушаться!
- Феофан хороший.
Что за Феофан? А не знаю. Какой-то асбтрактный человек, а может, и животное. Как его назвать, чтобы никто не принял на свой счет? Пусть будет Феофан.
Все, как обычно, начинается в детстве. Все вокруг хорошие, поверь. Потом, правда, оказывается, что не все, бывают и плохие. Но большинство, все-таки, хорошие. Что значит хорошие? Что - плохие? Редко кто пытается уточнить. Хороший - значит, хочет, чтобы тебе было хорошо. В детстве оно часто так и бывает, много ли ребенку надо? Чем взрослее, тем все сложнее, потому что у каждого оказывается свое понимание "хорошо", индивидуальные интересы входят в конфликт. Зрелая личность со временем учится принимать это несовершенство мира, инфантильная - обижается на обман.
Однако каков же это обман, кто кого обманывает и откуда ноги растут? Для себя-то каждый остается хорошим - в своем понимании. И разве плохо думать о Феофане, что он тоже хороший?
Попробуем разобраться в механизме. Вот мы видим красную машинку. Стоит себе на обочине. Кто ее знает - хорошая она или плохая. И нам совершенно неважно, что она не черная. Чужая вещь, и только. Никаких ожиданий, мы бы ее и не вспомнили через минуту, если бы не задумались, какой у нее цвет.
С людьми все иначе. С людьми мы вступаем во взаимодействие. Более того, люди могут вступать с нами во взаимодействие по собственной инициативе. Это немного страшно. Особенно если кто-то не уверен в себе и не знает границ собственной личности, не умеет их отстаивать. Еще страшнее, если кто-то зависит от решения нашего гипотетического Феофана. Может ведь и отказать. А может и в морду дать. Нет, не то чтобы должен, но кто его знает? Вроде стыдно так бояться людей, и страх прячется, не признается. И, непризнанный, превращается в тревогу, то есть смутные дурные ожидания уже не от конкретных людей и ситуаций, а вообще. В определенном смысле, неизвестность - вечный источник тревоги, особенно когда все делают вид, что ничего не происходит.
Тревога и страх - это очень неприятно. Значит, надо что? Правильно, успокоить-ся. То есть успокоить себя. И тут на поверхность всплывает совершенно не логичный, зато привычный с детства механизм. Мама, папа, кто-то старше и умнее в голове человека, испуганного иррационально, как ребенок, произносит утешающее: "Ну что ты, не бойся, Феофан хороший!" За этим "хороший" никогда не следует уточнений, какой именно. Более того, придравшись к человеку, рассуждающему таким образом, можно получить отпор. И это будет закономерно, потому что на самом деле этот человек находится в состоянии защиты, да еще и не понимает толком, от кого и чего защищается. Хороший - и все. и не рушьте мой покой.
С этими мыслями он и входит в коммуникацию. Или просто питает какие-то ожидания. Почему Феофан должен быть "хорошим", что он должен для этого сделать, хочет ли он делать хоть что-то и есть ли предел пожеланиям, неизвестно никому. Зато отчетливо проступает механизм, называемый манипуляцией, то есть попыткой подспудно заставить Феофана, воспринимать реальность и поступать так, как угодно тому, кто думает, что он хороший. Кстати, если у Феофана хорошее чутье, он может и обозлиться: мало кто любит, когда его обманывают.
Еще интереснее, если Феофана поблизости нет, а есть только ожидания от Феофана. Он так ничего и не узнает, исполнив или не исполнив роль "хорошего". Исполнит нечаянно - останется хорошим. Не исполнит - самое смешное, что имеет шанс все равно быть "хорошим", потому что манипулятору дорог не он сам, а его успокоительный образ в голове манипулятора. Правда, немного раненной обидой голове. Кого же в этом случае обманывает манипулятор? Феофану все равно. Самого себя. Это так и называется: самоманипуляция. Манипулятор обманом принуждает себя успокоиться, а заодно еще и хорошо выглядеть, ведь тот, кто хорошо говорит о людях, и сам хороший, не так ли? Вас еще не начало тошнить от слова "хороший"?
С животными этот же номер прокатывает на ура. Откуда вам знать, что именно этот волкодав Феофан хороший и не кусается? Может, его благая цель - сожрать человечество и начать он решил именно с вас?
Как же тогда быть?
Начать всех бояться? А разве не отсюда растут ноги? Разве не этот страх Феофана лежал в корне неправильно выбранных путей успокоения? И разве негативный опыт с "нехорошими феофанами" не развивает эту тревожность еще сильнее? Таким образом можно загнать себя в дурную бесконечность: чем сильнее страх, тем активнее манипуляции. Чем активнее манипуляции, тем сильнее может сопротивляться даже очень мирный Феофан. Значит, выход лежит в другой плоскости. В работе с людьми мы часто упираемся в эти невротические качели, а совместные поиски индивидуального пути помогают с них соскочить и принимать мир таким, как он есть. Чаще всего оказывается, что мир и живые существа в нем - очень даже ничего себе и вполне устраивают человека, переставшего требовать от окружающих невразумительной "хорошести".
- Взрослые лучше знают, их надо слушаться!
- Феофан хороший.
Что за Феофан? А не знаю. Какой-то асбтрактный человек, а может, и животное. Как его назвать, чтобы никто не принял на свой счет? Пусть будет Феофан.
Все, как обычно, начинается в детстве. Все вокруг хорошие, поверь. Потом, правда, оказывается, что не все, бывают и плохие. Но большинство, все-таки, хорошие. Что значит хорошие? Что - плохие? Редко кто пытается уточнить. Хороший - значит, хочет, чтобы тебе было хорошо. В детстве оно часто так и бывает, много ли ребенку надо? Чем взрослее, тем все сложнее, потому что у каждого оказывается свое понимание "хорошо", индивидуальные интересы входят в конфликт. Зрелая личность со временем учится принимать это несовершенство мира, инфантильная - обижается на обман.
Однако каков же это обман, кто кого обманывает и откуда ноги растут? Для себя-то каждый остается хорошим - в своем понимании. И разве плохо думать о Феофане, что он тоже хороший?
Попробуем разобраться в механизме. Вот мы видим красную машинку. Стоит себе на обочине. Кто ее знает - хорошая она или плохая. И нам совершенно неважно, что она не черная. Чужая вещь, и только. Никаких ожиданий, мы бы ее и не вспомнили через минуту, если бы не задумались, какой у нее цвет.
С людьми все иначе. С людьми мы вступаем во взаимодействие. Более того, люди могут вступать с нами во взаимодействие по собственной инициативе. Это немного страшно. Особенно если кто-то не уверен в себе и не знает границ собственной личности, не умеет их отстаивать. Еще страшнее, если кто-то зависит от решения нашего гипотетического Феофана. Может ведь и отказать. А может и в морду дать. Нет, не то чтобы должен, но кто его знает? Вроде стыдно так бояться людей, и страх прячется, не признается. И, непризнанный, превращается в тревогу, то есть смутные дурные ожидания уже не от конкретных людей и ситуаций, а вообще. В определенном смысле, неизвестность - вечный источник тревоги, особенно когда все делают вид, что ничего не происходит.
Тревога и страх - это очень неприятно. Значит, надо что? Правильно, успокоить-ся. То есть успокоить себя. И тут на поверхность всплывает совершенно не логичный, зато привычный с детства механизм. Мама, папа, кто-то старше и умнее в голове человека, испуганного иррационально, как ребенок, произносит утешающее: "Ну что ты, не бойся, Феофан хороший!" За этим "хороший" никогда не следует уточнений, какой именно. Более того, придравшись к человеку, рассуждающему таким образом, можно получить отпор. И это будет закономерно, потому что на самом деле этот человек находится в состоянии защиты, да еще и не понимает толком, от кого и чего защищается. Хороший - и все. и не рушьте мой покой.
С этими мыслями он и входит в коммуникацию. Или просто питает какие-то ожидания. Почему Феофан должен быть "хорошим", что он должен для этого сделать, хочет ли он делать хоть что-то и есть ли предел пожеланиям, неизвестно никому. Зато отчетливо проступает механизм, называемый манипуляцией, то есть попыткой подспудно заставить Феофана, воспринимать реальность и поступать так, как угодно тому, кто думает, что он хороший. Кстати, если у Феофана хорошее чутье, он может и обозлиться: мало кто любит, когда его обманывают.
Еще интереснее, если Феофана поблизости нет, а есть только ожидания от Феофана. Он так ничего и не узнает, исполнив или не исполнив роль "хорошего". Исполнит нечаянно - останется хорошим. Не исполнит - самое смешное, что имеет шанс все равно быть "хорошим", потому что манипулятору дорог не он сам, а его успокоительный образ в голове манипулятора. Правда, немного раненной обидой голове. Кого же в этом случае обманывает манипулятор? Феофану все равно. Самого себя. Это так и называется: самоманипуляция. Манипулятор обманом принуждает себя успокоиться, а заодно еще и хорошо выглядеть, ведь тот, кто хорошо говорит о людях, и сам хороший, не так ли? Вас еще не начало тошнить от слова "хороший"?
С животными этот же номер прокатывает на ура. Откуда вам знать, что именно этот волкодав Феофан хороший и не кусается? Может, его благая цель - сожрать человечество и начать он решил именно с вас?
Как же тогда быть?
Начать всех бояться? А разве не отсюда растут ноги? Разве не этот страх Феофана лежал в корне неправильно выбранных путей успокоения? И разве негативный опыт с "нехорошими феофанами" не развивает эту тревожность еще сильнее? Таким образом можно загнать себя в дурную бесконечность: чем сильнее страх, тем активнее манипуляции. Чем активнее манипуляции, тем сильнее может сопротивляться даже очень мирный Феофан. Значит, выход лежит в другой плоскости. В работе с людьми мы часто упираемся в эти невротические качели, а совместные поиски индивидуального пути помогают с них соскочить и принимать мир таким, как он есть. Чаще всего оказывается, что мир и живые существа в нем - очень даже ничего себе и вполне устраивают человека, переставшего требовать от окружающих невразумительной "хорошести".
Комментариев нет:
Отправить комментарий