пятница, 20 декабря 2013 г.

Приступая к работе

Благодарю израильскую коллегу Ольгу Годорову, задавшую мне умные и точные вопросы, мотивировавшие меня лучше узнать структуру собственной профессиональной деятельности.

Жизнь психолога - тот же калейдоскоп. Человеческие судьбы, истории, проблемы и достижения сплетаются в причудливые узоры, сменяют друг друга. В чем-то они похожи, а в чем-то уникальны и неповторимы. Вот умная клиентка, давно и прочно обвинившая маму и успокоившаяся в этом обвинении, недоумевает: отчего у нее не складывается личная жизнь, если она так хорошо знает, в чем проблема - в маме. Час прошел - и деловой человек, дорожащий каждой минутой, хочет обратить эту минуту в прибыль.
Еще час - робкая душа, не умеющая говорить "нет", окруженная вопросительными знаками, как аквариумный сомик - водорослями. Хорошая мать, не понимающая, как у нее могло вырасти такое чудовище. Победитель, после долгой борьбы уничтоживший свою ключевую проблему и смакующий вкус жизни. Ангел, обращенный в фурию внезапным открытием, что терапевт не станет ему любящей мамой, не убережет и, более того, не поможет увильнуть от конфликта, разросшегося в душе, как раковая опухоль... Настроения, состояния, задачи сменяют друг друга, и каждому его история - важнее всех важностей. И каждому в его час нужно принадлежать без остатка, полностью, вспоминая о собственной, внерабочей жизни только если это необходимо. Ни слова, сказанного впустую - из отношений с терапевтом, особых, очень глубоких, клиент выносит базу для построения отношений с окружающим миром и с самим собой, а ведь это и есть его главная потребность.
Где же прячется волшебный рычаг, включающий свет на всей этой грандиозной сцене, на которой в полноте и неприкрытости разыгрываются драмы и свершения человеческой жизни? Что дает возможность менять реальности клиентов, оставаясь при этом не только в своем уме, но и в пределах собственной личности? Это принятие роли. Роль психолога, психотерапевта расписана четко и ясно в общих чертах и окончательно оформляется в понимании ожиданий клиента, его заявленных и невысказанных потребностей.
Наверное, нужно вспомнить, откуда происходит это понятие. Основоположник символического интеракционизма, философ и социолог Джордж Мид утверждал, что человеческая личность формируется в отношениях. Упражняясь на общении с другими, разыгрывая предписанные ими роли, сопротивляясь им и пробуя на зуб чужие, человек все лучше узнает собственные границы и возможности. Я бы добавила, что гибкое и разнообразное общение дает с развитием все большую возможность самостоятельно выбирать роли и помогать окружающим их принять, ведь в познании себя возможность взять на себя ответственность за свою жизнь растет, как никогда. Когда кто-то, исходя из знаний о своем визави и его поведении, пытается понять, как бы поступил на его месте, это и есть принятие роли. Например, я не выучила урок. Как бы я поступила, будь я Мариванной? Нет, не собой - на своем месте я наградила бы себя мороженкой. А именно Мариванной. Влепила бы себе двойку. И тут уж мне решать: ответственно учить урок и вымогать мороженку за пятерку или надеяться на "прокатило".
Можно принимать роль не только одного человека, но и целой группы. Собственно, злобная Мариванна с двойкой и есть собирательный образ, в реальности ее не существует. Но действительно, все учителя обязаны реагировать на невыученные уроки, притом отнюдь не не мороженкой. Для нерадивой ученицы этого достаточно. А вот если бы мне захотелось принять роль учительницы целиком, это потребовало бы многих знаний - и об отношениях, и о себе в этих отношениях. И так всегда: принятие роли тем полнее, чем больше о ней знаешь. А для того чтобы в ней действовать, и себя.
В жизни у меня много ролей. Матери взрослых детей, хозяйки пушистого счастья, вот сейчас - литератора, а через час - радушной хозяюшки. На улице я пешеход или водитель, в кино - зритель, в магазине - покупатель. Роли не всегда сменяют друг друга, они могут работать одновременно,  но в каждый момент общения какая-то из них выходит на передний план. И для каждой у меня более-менее внятно (в зависимости от степени ответственности) прописан сценарий, и в каждой мне приходится частично выполнять чужие ожидания, а частично им сопротивляться.
Если хочется, чтобы роль была исполнена с блеском, нужно принадлежать ей целиком, притом именно в тот момент, когда она - главная. Бывают люди, исполняющие свои роли со всей серьезностью, но не там и не тогда. Вы их встречали? В момент общения с ребенком они руководители, на работе - мечтательные раздолбаи, на встрече с друзьями - активные пользователи соцсети и так далее. Знаете, каков их удел? Печаль или тревога. Так отзывается собственная душа на собственную же неуместность. Для того чтобы и действия, и бездействие доставляли радость и давали ощутить полноту жизни, роли должны быть уместными.
Так я их и играю, эти роли.  В том числе и роль психолога. Минуту назад я была посетительницей уютного кафе, но сейчас передо мной глаза человека, его тревоги, ожидания, боль, радость, дурные и прекрасные привычки. Знания прикрывают спину - процессы изучены и подкреплены практикой. Этический кодекс ставит защитные рамки, творческая инициатива готова предлагать варианты и рассматривать уникальные комбинации. Начинается час, в течение которого на переднем плане во мне будет только психолог. То самое "здесь и сейчас", в течение которого ни одна минута не будет истрачена напрасно или бессмысленно. Десятки драгоценных минут. Мои наилюбимо-любимейшие клиенты тоже приучаются ценить этот дар и все, что в нем происходит. А главное, себя в нем. Многое сказанное между нами останется тайной. Кое-что мы узнаем по плодам, ведь и они обретают свою ценность в процессе работы. Роли перестают рвать на части, самопроизвольно выскакивать и давить. Да и потребность предписывать окружающим выдуманные сюжеты мало-помалу отпадает. Но это уже процесс, стартованный для меня вот этим самым безоговорочным и добровольным принятием роли психолога, как главной в предстоящий час.

Комментариев нет:

Отправить комментарий