Ребенок рождается на свет уже с комплектом защитных механизмов. Это логично: он должен не только выжить в этом мире, но еще и не сойти с ума от радости встречи с реальностью. А реальность выпадает всякая, и механизмы защиты в процессе столкновения со стрессами разной тяжести оттачиваются и усложняются.
К сожалению, полного, всеми утвержденного и заверенного списка механизмов психологической защиты не существует. Однако есть более-менее общепринятые названия, например, вытеснение, замещение, расщепление или сублимация. Многие из них идут прямиком от описавшего эти механизмы Зигмунда Фрейда, который, вопреки расхожим обывательским представлениям, говорил, думал и писал не только о сексе, и продолжившей работу в этом направлении его дочери, Анны Фрейд. Однако, каким бы ни был перечень названий и глубины этих самых механизмов, развиваются и закрепляются они особенно хорошо при возникновении конфликта. Особенно если этот конфликт может быть невыносимым для психики и причиняет или уже причинил травму.
Работая с людьми, я смиренно принимаю и одновременно поражаюсь тому, насколько же их путь не усыпан розовыми лепестками. Кто-то хорошо помнит, что означает слово "война". Многие хоть раз в жизни пережили эвакуацию. И большинство в детском, да и во взрослом возрасте успели побывать жертвами физического, сексуального или психологического насилия, ведь социальная культура на многих территориях постсоветского пространства до сих пор не предполагает защиту личностных границ, особенно детей. Защитные механизмы поднимаются стеной, ограждая психику от восприятия слишком страшного или трагичного. Со временем их действие становится все привычнее, а если травмы повторяются, стремится стать всеобъемлющим.
Получена двойка, сотый раз заносится карающая рука для пощечины - бац! - и маленького виновника уже нет здесь, он почти глух и слеп внутри своего невидимого кокона, а извивается и рыдает его внешняя сторона. Запертая в пустой квартире кошка остается в зараженном радиацией городе - в автобус садится пустая оболочка, ребенка рядом нет, он парит на крыльях в рассветных лучах, спасает мир. Любимая мама умерла, а ребенок знай смотрит мультики. Не стоит корить и стыдить: его нет здесь, он спрятался.
Нужно ли говорить, каким спасением являются защитные механизмы? Без них любой тяжелый стресс стал бы последним, растерзал бы уязвимую психику и пустил ее по ветру клочками воспоминаний. И избавляться от них - глупейшая из идей: защита разной степени необходима нам чуть не каждый день.
Но вот кошмар прошел - ребенок ли вырос, условия ли изменились, - а кокон не растаял. Он привык находиться там, где был, отсекая от своего хозяина-заложника все влияния внешнего мира. Люди, их чувства, потребности, события, все, способное потревожить, автоматически отбивается прозрачной броней.
...И мир теряет вкус...
...И цвет...
...И звук...
Потому что когда он звучит не слишком громко, кокон, рассчитанный на взрывы, его глушит. А человек - существо социальное, ему без ближних никак. И без осознания собственных переживаний как-то... Онемело. И он начинает тихо погибать в клетке из самого себя. Броня не впускала посторонних - она же его и не выпускает. И тогда защитные механизмы надо отключить на время, чтобы они перестали уводить в подсознание все, что происходит вокруг. А для этого хозяин должен их разглядеть, но ему трудно: броня незаметна, он к ней привык.
И тут начинается действо. Я деликатно стучу, протискиваюсь, пробиваюсь и прорываюсь к спрятанному в коконе человеку. Я его вижу хорошо, мои-то механизмы приведены в норму и отработаны, иначе я не смогла бы помочь. Вижу, как душа рвется, протискивается, а иногда и отчаянно ломится навстречу свету и воздуху из удушающих объятий собственной чрезмерной защиты. Могла бы и не ломиться, между прочим: замок от двери там, внутри, но в череде испытаний человек успел потерять ключ.
А потом все вдруг налаживается, и это очень радостный момент. А еще потом этих моментов становится все больше: появляется привычка отличать опасность от безопасности. И возвращается вкус жизни. А защитный механизм превращается в хорошо смазанный инструмент, дремлющий, но готовый сомкнуть броню тогда, когда это действительно понадобится. Разве что иногда выстрелит без нужды, по старой памяти, потому что привычки - такая закоренелая вещь...
Комментариев нет:
Отправить комментарий