вторник, 4 июня 2013 г.

Мода на мелочность


Я нашла корень одной проблемы.
Сначала о ней самой. Люди с заниженной или неопределенной самооценкой склонны повышать свою значимость, раздувая до космических масштабов свои повседневные переживания и события. Резкий разговор с возлюбленным - основание для суицида. Ссора в маршрутке - повод для получасовой рефлексии на тему конца света. Легкая тревожность называется панической атакой, а вечерняя меланхолия - тяжелой депрессией, особенно если, не дай Бог, неделя выдалась дождливой и скучные вечера следуют чередой. Всякая разлука - конец жизни, всякая встреча - основание перестроить свою жизнь, боль в желудке - достаточный аргумент для оформления завещания.

Нет, я не спорю, завещание должно быть в порядке, а печаль и радость бесспорно важны для их носителей. И все же, раздутые до космических масштабов, они успешно уводят адекватного человека чуть ли не в пограничное расстройство личности. При всем при этом возникает впечатление специфической игры. Как бы описывает человек гигантское событие, длившееся два часа и фабульно заключавшееся в ссоре с ребенком-подростком, повышает тон, размахивает руками или, напротив, сворачивается в улитку, чуть шепчет потерянным тоном, а из-под нахмуренных бровей смотрят совершенно спокойные, скучливые глаза. Это неконгруэнтность: человек предписывает себе вести себя или чувствовать себя не так, как оно есть на самом деле, а как считает правильным.
И тут на арену выходят социальные факторы. Например, семейные установки. Ну, принято в семье, звонко смеясь, рассказывать, что у мамы обнаружили рак. Имидж называется "мужественное создание", вызывает уважение к стойкому оловянному солдатику и одновременно на контрасте усиливает ощущение трагедии - это легко понять. Или не обращали взрослые внимания на ребенка, пока он здоров - понятно, что головная боль будет валить его с ног со звучным грохотом - так он пытается получить любовь, да еще и отмазаться от контрольной, такое поведение привносит и во взрослую жизнь. Но когда явление в обществе становится частым, есть основания подозревать, что это самое общество как-то замешано в воспитании своих индивидов. С чего бы трендом стали африканские страсти по вымытой чашке? Вроде даже латиноамериканские сериалы теперь не в моде...
Тут-то я и обнаружила эту бяку. Может, не главную, а может, и весомую, ведь информационное пространство сочится ей, сбрасывая излишки в подпространство. Реклама, ага. Последние годы рекламные страсти достигли накала просто-таки истерического. Скушал таблетку для кишечника? Ай, молодец! Почистила плиту? Рыцарь и королева в одном лице! Внезапно наступили месячные? Горе пришло в твой дом. А с новыми прокладками зато счастье, танцы и караоке до утра. Бутылка пива - это твой патриотизм, проглотив его ты выражаешь единство с великой нацией. А передавая его природными путями белому брату, вступаешь в бой с чудищами, способными погубить мир.  Я уж молчу о победе над паранойей в процессе покупки и поедания мороженого.
Нет, конечно, мы не принимаем этот поток выделений человеческого разума всерьез. Но капля камень точит, а люди - существа подражательные. И так хочется повысить свою значимость, и такие простые пути предлагаются - как отказаться? Вот только раздувание мелочных страстей и грошовых событий может не дать заметить то важное, что действительно происходит в это время. Ведь люди с неустойчивой самооценкой не знают цены ни себе, ни своей жизни, ни целям, ни достижениям.
Дочитали до конца? Ай, молодцы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий