понедельник, 22 апреля 2013 г.

Я вырастила вора?!


Какая мама не любит поговорить о детях? Я люблю. Мне и о своих интересно, и про чужих. И по роду службы, конечно, бывает, ведь судьбы взрослых и детей до поры до времени неразрывно связаны. Недавно опять зашел разговор о воровстве в раннем пубертате, лет в 11-12. Такие случаи часты, многие тайны становятся явными, и мама с ужасом открывает для себя нечто немыслимое: мой ребенок вор! Как жить с этой мыслью? Кто его этому научил? Ведь дома всегда требовали: говори только правду, о чужом и помыслить не смей! Откуда?!
Надо сказать, что сама для себя я веду маленькую статистику, ни разу не репрезентативную, однако какие-то общности, все же, просматриваются.

Люда, 12 лет. В большом супермаркете набила школьный рюкзак продуктами, при попытке пронести его через кассу вела себя дерзко, угрожала охране и сотрудникам милиции.
Марина, 11 лет. Тоже маркет, но Марина набрала только шоколадок и работникам универсама не угрожала, почему и была отпущена с нотациями и запретом еще хоть раз приходить в этот магазин. Марина и раньше так делала. Украденные шоколадки сама не ела - угощала подруг.
Жанна, 12 лет. В отделе бижутерии набросала в корзинку покупателя ярких заколок и попыталась вынести это все, не оплатив. Остановленная на выходе, швырнула охраннику под ноги свой кошелек и устроила истерику.
Мария, 12 лет. Бравируя перед подружками, рассовала по карманам курточки хурму с раскладки, была тут же поймана, угрожала продавцу "выселением из города в 24 часа". 
Кристина, 12 лет. Взяла у мамы отложенные "на черный день" доллары, чтобы обменять их на местную валюту, накупить сластей, колы и устроить пир.
И еще, и еще...
Во всех случаях к делу были привлечены мамы, которые и пришли потом ко мне с отчаянным: "Как быть, я вырастила воровку?!"
Как бы необычным оказался тот фактор, что все описанные дети, мягко говоря, не голодают и располагают вполне достаточными для мелких покупок карманными деньгами.  Все они - девочки. Это что же, бедные дети и мальчишки никогда не крадут в магазинах? Конечно, случается, как и у всех подростков, но причины немного другие.
Подростки в целом намного голоднее и злее, чем те, кто еще не вошел в подростковый возраст или уже вышел из него. Поэтому именно на них особенно нервно реагируют продавцы всех продуктовых магазинов и раскладок мира: крадут. Но асоциальные родители этого чаще всего не замечают, а то и поощряют. Мальчишки же чаще всего попадаются немного на других формах подросткового бунта, потому что это именно он. А этих девочек я выбрала, потому что их истории похожи, как капли воды в водопроводном кране.
Все они из обеспеченных семей. Все они крали совершенно ненужную яркую ерунду, да и поступки их как будто отличались какой-то "яркостью", нарочитостью. Ни одна не предприняла попытки самостоятельно уладить дело с продавцами, извинившись, вернув товар и попытавшись хотя бы оплатить стоимость. Отчасти это можно списать на обычную подростковую агрессивность, а отчасти...
Родители Люды развелись погода назад. Марину воспитывает отчим. Недавно в семье появилась младшая сестренка. Жанна - старшая из троих детей, ее папа вынужден много работать, чтобы обеспечить всем троим приличную жизнь, отдых и учебу. Мария не знает своего отца. Мама Кристины ушла от мужа два года назад, девочку забрала с собой. Полгода назад у нее появился бойфренд, с которым тоже не все ладится.Так или иначе во всех семьях девочки растут либо без отцов, либо с их чисто номинальным присутствием в жизни детей. А мама?
Как ни странно, портреты совершенно разных женщин, блондинок, брюнеток, полнушек и худышек легко соединяются в один, обнаруживая общие чеканные черты. Попробую описать эту "общую" маму.
Ее лицо всегда серьезно. Она улыбается только ртом, глаза глядят проникновенно и грустно. Еще бы, ведь у нее столько хлопот. Отец-подлец, то есть не ее отец, а ребенка, бросил с этим самым ребенком, а даже если не бросил, то все равно бросил ребенка на нее (что правда), а ей нужно сделать успешную карьеру, зарабатывать на себя и ребенка, но она не слишком успешна, ведь у нее ребенок, он требует многого, а она не может себе так уж много позволить, она должна экономить и быть рачительной, но она всегда потратит деньги на здоровье своего ребенка, а от ребенка ей ничего не надо, только хорошая учеба и душевная близость, чтобы знать, где он, куда пошел, на что потратил свои деньги, а как его отследить, если ребенок ходит неизвестно где, неизвестно с кем, велела звонить каждый час, а ребенок не звонит и трубку не берет, а ведь она так занята, ей нужно еще найти свое личное счастье, а она должна быть хорошей матерью, а от ребенка ничего не требуется, ну, за младшими присмотреть - так ведь не сидеть же с ними заставляют, а она ребенку все покупает, приносит одежду и сумки, а дома даже не убрано, а хочется к ребенку прижаться, почувствовать близость, а он кричит "Отстань!", а вот теперь еще и вор, позор-то какой! Я воспитала вора!
Знакомый монолог? Я и сама поразилась совпадению. Все мамы из моей крохотной выборки, умеренно успешны и заняты только собой. Ребенок в их жизни должен служить живой декорацией, подтверждающей: Да, ты хорошая мать, тебя не замечают несправедливо, на самом деле ты достойна признания целого мира. А получается немного иначе. Карьера этих мам чаще всего не ослепительная, доход - из тех, что называют "весьма пристойным", с мужчинами складывается через пень-колоду, а еще в истории чаще всего присутствует бабушка, мамина мама, которая никогда не верила в свою дочь, да и сейчас убеждена: из нее не вышло ничего хорошего. Мама должна излить кому-то свое страдание, опереться на кого-то, сделать своим опекуном и наперсником, а заодно еще и реализоваться как мать, ведь это единственная сфера, в которой она еще может быть безупречной. 11-12-летнее существо становится для них эрзацем идеального ребенка, нежного любовника, заботливой матери и внимательной подруги в одном лице.
Им звонят раз в час. Спрашивают: Где ты? Что ты сейчас делаешь? Требуют отличной учебы. Поощряют тысячу и одно дополнительное занятие. Делятся нескончаемыми подробностями личной жизни. Напоминают: Ты уже взрослая. Заставляют войти в их положение. Хотят поддержки. Жаждут называться лучшими друзьями. Мальчишки редко клюют на эту удочку. Вы заметили, что каждый раз попавшиеся девочки вели себя так, словно хотели  быть пойманными? Как будто им зачем-то нужен был этот скандал с привлечением родителей. Ну да, это был крик о помощи.
Несомненно, где-то в природе должны существовать ранние подростки "из приличных семей", крадущие всякую ерунду не из-за того, что страдают от отсутствия внимания при переизбытке контроля. Но я таких не видела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий