пятница, 18 мая 2012 г.

Красивая расстановка: поиски неизвестного


Лариса (про имя я чуточку наврала) два года назад болезненно рассталась с любимым человеком. И с тех пор ей не было покоя. Вся жизнь, весьма успешная в других аспектах, рассматривалась сквозь призму разлуки, тысячи возможных "может быть" и "если", гнева, боли и торжества, сменяющих друг друга. Я знакома с Ларисой чуть меньше года и знаю точно: сумасшедшим будет тот, кто назовет ее сумасшедшей. Как же получилось, что умная, талантливая, еще и очень красивая молодая женщина не может отлипнуть от, подозреваю, более-менее заурядного, хоть и славного парня?
Тот давно уже живет своей жизнью, и это, наверное, правильно: в молодости любови часто перемежаются морковями, на то она и называется беспечной. А вот Лору заклинило. Более того, как умный человек, она поняла, что и все последующие намечающиеся романы затеваются как бы не всерьез, как бы с мужчиной, с которым заведомо ничего не получится. Я говорила, что Лора умная? Так вот, она еще и гордая, поэтому пришла к выводу, что ее это не устраивает. Советы в стиле "прости и отпусти", естественно, не работали, поэтому она и попросила о расстановке... в которой хотела понять, каковы ее истинные отношения с Димой (про это имя тоже все неправда), то есть с тем, с кем давно рассталась.
Я давно подозреваю, что дело тут совсем не в Диме, уже и Лариса пришла к тому же выводу. Значит, копать нужно было где-то еще. Если в уравнении есть неизвестные, расстановка - самое то. Это инструмент настолько тонкий, что нетрудно было прославленному авантюристу окружить его магическим флером, и не менее эффективный. При условии правильного применения, конечно.
В этот раз я предложила Ларисе самой выбрать себе заместителя и директивно пригласила еще двух человек на роли Мужчины и Женщины. Разговаривать не разрешалось, но я специально акцентировала, что можно задействовать все рабочее пространство. К работе готовы? Можно.
Заместительница Ларисы оказалась вершиной неравнобедренного треугольника: близко и лицом к Женщине, далеко и боком по отношению к Мужчине.
Женщина склоняет голову, чуть отвернувшись от Заместительницы Лоры, буду дальше называть ее Заместительницей. Заместительница сцепляет за спиной руки и обращается лицом к Мужчине. Тот смотрит на нее чуть с вызовом. Никто не двигается с места, но напряженность растет. Мужчина и Заместительница не сводят друг с друга глаз, смотрят исподлобья. Руки Заместительницы связывают ее за спиной, как смирительная рубашка. Женщина смотрит на Заместительницу, и во взгляде ее - тоже вызов. И с этого момента стало все понятно.
Однако моя цель не помахать волшебной палочкой, поразив всех удивительным ответом. Весь труд не напрасен, если клиент сам приходит к каким-то выводам, ведь это его жизнь. К тому же и мне необходима обратная связь: в директивных ситуациях нет ничего проще, чем нечаянно заиграться в пророка.
Останавливаю сцену. Наблюдатели описывают свои впечатления, участники сцены - свои чувства. Делится ими и сама Лариса. Для нее все пока сумбурно, видно, что она сильно сопротивляется какой-то идее и прячется в интеллектуализацию расстановки. Говорит о том, что отказалась от своего женского начала, что стала слишком много внимания уделять мужскому - какие тут отношения. В некотором смысле она права, у нее тяжелая и жесткая работа, однако эта правда прячет под собой совсем другой корень. Пусть почувствует сама.
Убираю из сцены Заместительницу и ставлю Ларису. Прикрикиваю на остальных, чтобы не забывали делать, что хотят, но помалкивали. Ангелы-расстановщики стоят, как на картине. Можно.
Лариса больше не смотрит на Женщину, она идет прямо к Мужчине, берет его за плечи и прячется за его спиной. Мужчина оборачивается лицом, смотрит ласково. Лора повторяет то же самое: берет за плечи, разворачивает, обходит, прячется. Эта сцена проигрывается несколько раз, снова и снова, и все это время Женщина тяжело и нервно ходит взад-вперед на заднем плане, то приближаясь, то удаляясь, но не подходя вплотную к Ларисе и Мужчине. Мужчина пытается удержать Ларису, обнять ее. Она отстраняется, но не отступает, стоит очень близко. Скрещивает на груди руки. Ее губы шевелятся. Я спрашиваю, не хочет ли она что-то сказать, но она отказывается. Сцена повторяется еще раз-другой, и Мужчина немного отходит. Теперь они снова лицом друг к другу. Я прошу Ларису подойти к Мужчине и обнять его. Она обнимает Мужчину, кладет ему голову на плечо. Говорит, что теперь ей хорошо и спокойно. Действительно, все понятно.
На обсуждении задаю вопрос: кто же этот Мужчина? Ответы: отец, сказочный принц, который придет и заберет с собой, мужчина, которого Лариса ищет среди всех других мужчин. Но разве это все не одно и то же? Этот вопрос заставляет группу задуматься на минуту. И действительно, кого мы, девочки, ищем в будущем муже? Ну, это все знают.
Теперь у меня есть право сказать: Лариса, ты не там ищешь. Прежде всего реши вопросы со своим отцом. После небольшой паузы мы узнаем, что Лариса сердится на папу из-за его некрасивого поведения в отношении мамы, сердилась еще с детства. Настолько, что теперь не хочет с ним говорить.
Но сейчас она взрослый человек и может увидеть всю ситуацию иначе, чем в детстве, увидеть со всех сторон и понять. Я уверена, что у нее хватит сил и ума, ведь я же говорила - Лариса очень умная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий