среда, 12 января 2011 г.

Хороший клиент - мертвый клиент?

Сколько раз каждому из нас приходилось слышать эту классово-шовинистическую фразу. Иногда она произносится с горькой улыбкой. Иногда добродушно. Иногда - в полной убежденности, что так и есть, всего одна обойма в день - и мир был бы значительно лучше.
В принципе, в основании этих слов лежит горький опыт. Особые, я бы сказала, глубинные сложности возникают при выполнении творческих заказов. Клиент чаще всего хочет нечто зеленое розового цвета и плавной ромбовидной формы. И вчера.

Творец, обозванный грубым словом "подрядчик", по креативности и красоте исполнения превзошел бы и Создателя, но ему нужно за что-то жить, поэтому вместо творения миров он вынужден в установленные сроки изображать розово-зеленое, чтобы по окончании процесса услышать полное разочарования: "а я думал, оно будет золотистым!"
Есть ли какие-то возможности избежать депрессии с обеих сторон или трагизм неизбежен? Мои сегодняшние предложения относятся больше к подрядчикам по той простой причине, что основная тяжесть по установлению "прочных долгосрочных взаимоотношений" все-таки лежит на их плечах.
Стартовый этап создания взаимоотношений - отбор. Не только клиент выбирает подрядчика, носитель творческой специальности также должен позаботиться о том, что избежать бесплодной траты времени и сил. Экономическая нестабильность последних лет превратила страх потерять работу или заказ в иррациональную панику. И здесь есть смысл все-таки напомнить себе, что отношения с ненадежным клиентом приведут к неожиданностям на момент оплаты вашего труда и, возможно, дурной славе. Я уж не говорю о том, что выполнение бессмысленных, противоречивых заданий в эмоционально нестабильной обстановке может довольно быстро свести с ума или просто уничтожить творческий потенциал, который подпитывается не только денежными знаками, но и такой важной составляющей, как признание. Поэтому повторю: необходимо быть предельно внимательными при первом знакомстве и на начальных этапах работы. Если клиент достаточно последовательно проявляет неготовность к сотрудничеству, нежелание идти на конструктивный диалог, постоянную противоречивость в запросах и оценках, есть смысл подумать: не пора ли расстаться. Неумеренный энтузиазм клиента, между прочим, тоже основание для настороженности: в условиях нестабильного рынка он может оказаться индикатором недобросовестности.

Это я сейчас такая умная. А на деле несколько раз вцеплялась в клиента, боясь потерять солидный заказ. Уговаривала себя, что у всех свои тараканы. Убеждала, что выдержу стресс - впервой мне, что ли. Забалтывала криком кричащую интуицию успокоительными сказками. Результат не понравился мне ни разу. Конечно, деловые качества в большинстве случаев защитили от материального ущерба, но от морального... Но в плане перспективного сотрудничества... Но с точки зрения порчи отношений со всеми, для кого я была в этих случаях гарантом надежности... Врагу не пожелаю. 

Здесь есть тонкий момент. Дело в том, что противоречивость, неуверенность и даже некоторая агрессивность свойственны любому человеку, который хочет купить плод интеллектуального труда. Каждый из таких заказов уникален, критерии оценки размыты, и это, естественно, вызывает беспокойство. Так неужели же любой клиент действительно хорош только в эээ... неживом состоянии?
У меня есть один секрет. Очень простой. На время сотрудничества я убираю все другие приоритеты. В это время я принадлежу только заказчику - в моем мозгу нет места ни для чего другого. И главная цель не красота моей работы (об этом нужно заботиться раньше, в процессе непрерывного обучения и развития, без которой творческая работа превращается в угрюмое ремесло). В данный же момент главной целью становится комфорт и уверенность клиента. Ведь на самом деле он пришел ко мне именно за этим. И за реализацией.
В каждом человеке живет умение творить. Повседневная жизнь большинства из нас не дает никаких возможностей для реализации в этом направлении. Люди, которые обращаются к дизайнеру, композитору, сценаристу, редактору  - на самом деле всегда чувствовали в себе умение петь, рисовать, писать стихи и изумительно разбираться в искусстве. Сейчас посланный свыше заказ пробудил в них давно заткнутый в... заткнутый ниже потенциал. И им очень хочется немедленно творить.
Здесь можно поступить двояко. Проще красиво поставить человека на место, объяснив, что он реально не отличает розового ромба от зеленого квадрата, а значит, пусть доверит дело специалистам. И он, скорее всего, доверит и отступит, и, может быть, не раз еще придет снова, но в отношение к нему уже будет заложена сухая злоба. И это драма, потому что очень часто приходится видеть людей творческих профессий, которые, не давая развиваться жалким и нелепым, на взгляд профессионала, потугам тех, для кого они работают 24/7, горюют о  ненаписанных полотнах, неснятых фильмах, несозданных произведениях искусства, которые они сотворили бы, буде такая возможность. Не сотворят никогда.
Можно пойти другим, более хлопотным путем. Иногда именно он рождает те самые "прочные и долгосрочные". Хлопотность заключается в том, чтобы помочь человеку раскрыть свое внутреннее видение, свои ожидания относительно того, что он хочет получить. Он уже пришел с ними, только не может выразить. И здесь нужно очень внимательно слушать. Я бы сказала, слушать не только ушами, но и глазами, и интуицией. Согласившись работать на человека, мы тем самым уже признали, что он не дурак, даже если не знает специфической терминологии и не представляет себе, как освободить заключенную в нем певчую птицу таланта. Если бы знал - скорее всего, справился бы и без нас.

Я испытала это на собственном опыте.  Много лет я знала, что умею петь. Но как ни старалась, как ни училась,  из глубины моей души не вырывалось ни одного гармоничного созвучия. Мучения длились до тех пор, пока не нашлись люди, которые беспечно сообщили: да у тебя прекрасный голос! И вложили кучу сил, а главное, терпения, чтобы влезть в мою шкуру и показать, как я могу этим голосом пользоваться. Оказалось - умею. Первое время я не верила звукам, вылетающим из моего горла. Да и сейчас стесняюсь петь среди тех, кто слишком твердо опирается на "нотки" и "так правильно". Мне, не уверенной в себе, их знание музыкальной грамоты и пятерки по сольфеджио не на руку...

Самое интересное, что позиция уважения к уму и творческому потенциалу человека дает возможность не просто бездумно выполнять его требования, но и спорить, пробовать идею на зуб и отстаивать свою точку зрения. Потому что на этом этапе возникает доверие. Клиент понимает, чувствует, что вы действуете в его интересах, и начинает по-настоящему доверять вашему профессионализму. Вот тогда-то и возникает чудесное перевоплощение повседневной рутины в процесс, ради которого мы когда-то шагнули на бесконечно тернистый путь творчества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий