четверг, 17 декабря 2015 г.

Хороший клиент, плохой клиент...


Об этом говорить не принято, поскольку все мы ценим свою репутацию корректных дружелюбных специалистов, не так ли? Что ж, рискну.
Говорят, самыми ужасными посетителями ресторанов являются официанты, потому что они в свободное время норовят проделать с коллегами все то, что вытворяют с ними их самые беспардонные клиенты.


Согласно профессиональной этике, большинство психологов, консультантов или терапевтов работают в атмосфере безоценочного приятия клиента. Во многих направлениях даже не называя его пациентом, поскольку слово "пациент" само по себе оценочное, в буквальном переводе означает "тот, кто терпит", "терпилец". Клиенты этим правилом пользуются вовсю - где же еще? Действительно, где же еще можно побыть собой и никому не соответствовать? И правило это распространяется на все время работы. То есть примерно на терапевтический час. Но и на это время клиент и терапевт заключают устный или письменный договор, четко определяющий правила сотрудничества и подразумевающий наличие стандартной этики. Так, не в клинических условиях от клиента не ожидается, что он сядет на стол и начнет жевать скатерть, даже если это не оговаривалось заранее. Среди обусловленных же правил бывают разные - от удобства места и времени для обеих сторон до специфических, базирующихся на направленности и манере работы и даже на личности самого терапевта, поскольку личность здесь играет не последнюю роль.
В числе основных - разделение ответственности. На словах вроде бы все понятно: ответственность за продуктивность работы несут обе стороны. На деле очень хочется ничего такого не нести, особенно встав перед лицом неприятных вопросов; особенно когда на них нет ответа. Последнее время это уже бич: представители известного аморфного поколения в большинстве своем не хотят даже разговаривать о себе, а сразу требуют, чтобы психолог их просканировал, а затем, под их суровым контролем, изрек какое-то слово, от которого станет хорошо и приятно, проблемы рассосутся вместе со швами на одежде, а жизнь станет одной статичной картинкой из глянца. Вот так вот он выходит на холм, подпрыгивает, вскинув руки, да так и висит в воздухе - счастливый. Или вот так вот она приходит домой, а там гибрид рекламы ресторана и новой линии ювелирных изделий. И она стоит, полусклонясь к причесанному ребенку, сияя белозубой улыбкой над одновременно горящими свечами в лепестках роз от любимого. Вечно. Это уже даже не поиски волшебной таблетки - это Фауст для нищих духом. Спонсор дьявола - рекламное издание "Купи меня немедленно!"
Для имеющего разум и волю и это вполне решаемый вопрос. Мучится же он у стоматолога ради той самой белозубой улыбки. Так что опыт постановки целей и решения задач есть. А у специалистов есть опыт и знания, как создать условия для выхода из глянцевого ступора в целостность личности, для которой одномерные картинки уже не имеют значения, поскольку их место занимают вполне объемные, живые радости и печали, именуемые полнотой жизни. Но это путь.
Заядлым любителям подменять образование эрудицией, отношения - миленькой видимостью, достижения - фотками в соцсети проходить долгий противный путь не хочется. Не хочется и принимать оскорбительную правду, что они сделаны из тех же костей и мяса, что и все остальные, а значит, законы человеческой природы не обманешь и от себя не убежишь. Ложь всегда будет известна своему носителю, делая его перманентно несчастным. Да они и не хотят на самом деле выдуманного глянца, поскольку подсознательно прекрасно понимают: застывание - смерть. Инстинкт самосохранения заставляет их оттягивать достижение ложной цели. К сожалению, некоторые для этого бега кругами выбирают модное "походить к психологу". К моему, во всяком случае, сожалению, поскольку в своей работе я нацелена на результат. Сьюзен Форвард когда-то сказала, что видит людей, которые десятилетиями ходят к психологам, но единственное, что меняется, - это состояние их банковского счета. Меня это не устраивает.
Возвращаясь к контракту. В течение терапевтического часа мы безусловно принимаем клиента, не ставим оценок и отлично понимаем, что от ошибок любого рода не застрахован никто. Не ставим оценок даже тогда, когда у нас с ножом у горла вымогают "пятерочку" за кротость или, наоборот, провоцируют на срыв, говоря изысканные гадости, накопленные в поколениях. Поведение - опротестовываем. Личность клиента - ни разу. Твоя жизнь - только твоя, условие контракта. В отличие от дьявольского.
Так вот. Условия абсолютного приятия, как мы уже раньше упоминали, распространяются на час. Вы меня понимаете? Час оканчивается - и мы выходим в поле стандартных деловых и межличностных взаимоотношений. И клиент, по каким-то причинам решивший, что перед ним - серое безобидное существо, в свободное время сидящее в шкафу в ожидании призывного свиста, может сильно наколоться.
Оценочное поле вступает в свои права. Хороший специалист не позволяет делать из себя "прислугу за все" и во время работы, а уж вне ее - тем более. Хороший клиент это понимает и более-менее уверенно сохраняет рамки делового этикета: уважает того, кому доверил пройти рядом с собой часть пути, соблюдает сроки, уведомляет о форс-мажорах, нивелирует вздорные позывы своей левой пятки, учитывает истинные порывы души и разума, заботится о взаимном реноме и все такое прочее, принятое в приличном обществе.
Плохой (вот оно, слово так редко упоминаемое в терапии!) зачастую пытается проделать все то, что с ним делают его нелюбимые клиенты, коллеги или члены семьи, а также пустить в ход вполне закономерные порывы, возникшие в процессе осознания собственной агрессии. Стандартные деловые договоренности защищают нас от этого. Но мало что защищает нас от нарушения договоренностей. И здесь я бы очень рекомендовала помнить, что все мы в определенное время являемся чьими-то клиентами. И что терапевт имеет свой круг общения, взгляды, дружеские и деловые связи - как правило, на достаточно высоком уровне.
Ситуация может измениться, и я не думаю, что дурное поведение заставит терапевта зеркально трепать вам нервы. Личные тайны, согласно все тому же контракту, тоже останутся погребенными навек. А вот в сфере служебного общения, покупки услуг и раздачи рекомендаций - сами понимаете...

Комментариев нет:

Отправить комментарий