Об этом говорить не принято, поскольку все мы ценим свою репутацию корректных дружелюбных специалистов, не так ли? Что ж, рискну.
Говорят, самыми ужасными посетителями ресторанов являются официанты, потому что они в свободное время норовят проделать с коллегами все то, что вытворяют с ними их самые беспардонные клиенты.
Согласно профессиональной этике, большинство психологов, консультантов или терапевтов работают в атмосфере безоценочного приятия клиента. Во многих направлениях даже не называя его пациентом, поскольку слово "пациент" само по себе оценочное, в буквальном переводе означает "тот, кто терпит", "терпилец". Клиенты этим правилом пользуются вовсю - где же еще? Действительно, где же еще можно побыть собой и никому не соответствовать? И правило это распространяется на все время работы. То есть примерно на терапевтический час. Но и на это время клиент и терапевт заключают устный или письменный договор, четко определяющий правила сотрудничества и подразумевающий наличие стандартной этики. Так, не в клинических условиях от клиента не ожидается, что он сядет на стол и начнет жевать скатерть, даже если это не оговаривалось заранее. Среди обусловленных же правил бывают разные - от удобства места и времени для обеих сторон до специфических, базирующихся на направленности и манере работы и даже на личности самого терапевта, поскольку личность здесь играет не последнюю роль.
В числе основных - разделение ответственности. На словах вроде бы все понятно: ответственность за продуктивность работы несут обе стороны. На деле очень хочется ничего такого не нести, особенно встав перед лицом неприятных вопросов; особенно когда на них нет ответа. Последнее время это уже бич: представители известного аморфного поколения в большинстве своем не хотят даже разговаривать о себе, а сразу требуют, чтобы психолог их просканировал, а затем, под их суровым контролем, изрек какое-то слово, от которого станет хорошо и приятно, проблемы рассосутся вместе со швами на одежде, а жизнь станет одной статичной картинкой из глянца. Вот так вот он выходит на холм, подпрыгивает, вскинув руки, да так и висит в воздухе - счастливый. Или вот так вот она приходит домой, а там гибрид рекламы ресторана и новой линии ювелирных изделий. И она стоит, полусклонясь к причесанному ребенку, сияя белозубой улыбкой над одновременно горящими свечами в лепестках роз от любимого. Вечно. Это уже даже не поиски волшебной таблетки - это Фауст для нищих духом. Спонсор дьявола - рекламное издание "Купи меня немедленно!"
Для имеющего разум и волю и это вполне решаемый вопрос. Мучится же он у стоматолога ради той самой белозубой улыбки. Так что опыт постановки целей и решения задач есть. А у специалистов есть опыт и знания, как создать условия для выхода из глянцевого ступора в целостность личности, для которой одномерные картинки уже не имеют значения, поскольку их место занимают вполне объемные, живые радости и печали, именуемые полнотой жизни. Но это путь.
Заядлым любителям подменять образование эрудицией, отношения - миленькой видимостью, достижения - фотками в соцсети проходить долгий противный путь не хочется. Не хочется и принимать оскорбительную правду, что они сделаны из тех же костей и мяса, что и все остальные, а значит, законы человеческой природы не обманешь и от себя не убежишь. Ложь всегда будет известна своему носителю, делая его перманентно несчастным. Да они и не хотят на самом деле выдуманного глянца, поскольку подсознательно прекрасно понимают: застывание - смерть. Инстинкт самосохранения заставляет их оттягивать достижение ложной цели. К сожалению, некоторые для этого бега кругами выбирают модное "походить к психологу". К моему, во всяком случае, сожалению, поскольку в своей работе я нацелена на результат. Сьюзен Форвард когда-то сказала, что видит людей, которые десятилетиями ходят к психологам, но единственное, что меняется, - это состояние их банковского счета. Меня это не устраивает.
Возвращаясь к контракту. В течение терапевтического часа мы безусловно принимаем клиента, не ставим оценок и отлично понимаем, что от ошибок любого рода не застрахован никто. Не ставим оценок даже тогда, когда у нас с ножом у горла вымогают "пятерочку" за кротость или, наоборот, провоцируют на срыв, говоря изысканные гадости, накопленные в поколениях. Поведение - опротестовываем. Личность клиента - ни разу. Твоя жизнь - только твоя, условие контракта. В отличие от дьявольского.
Так вот. Условия абсолютного приятия, как мы уже раньше упоминали, распространяются на час. Вы меня понимаете? Час оканчивается - и мы выходим в поле стандартных деловых и межличностных взаимоотношений. И клиент, по каким-то причинам решивший, что перед ним - серое безобидное существо, в свободное время сидящее в шкафу в ожидании призывного свиста, может сильно наколоться.
Оценочное поле вступает в свои права. Хороший специалист не позволяет делать из себя "прислугу за все" и во время работы, а уж вне ее - тем более. Хороший клиент это понимает и более-менее уверенно сохраняет рамки делового этикета: уважает того, кому доверил пройти рядом с собой часть пути, соблюдает сроки, уведомляет о форс-мажорах, нивелирует вздорные позывы своей левой пятки, учитывает истинные порывы души и разума, заботится о взаимном реноме и все такое прочее, принятое в приличном обществе.
Плохой (вот оно, слово так редко упоминаемое в терапии!) зачастую пытается проделать все то, что с ним делают его нелюбимые клиенты, коллеги или члены семьи, а также пустить в ход вполне закономерные порывы, возникшие в процессе осознания собственной агрессии. Стандартные деловые договоренности защищают нас от этого. Но мало что защищает нас от нарушения договоренностей. И здесь я бы очень рекомендовала помнить, что все мы в определенное время являемся чьими-то клиентами. И что терапевт имеет свой круг общения, взгляды, дружеские и деловые связи - как правило, на достаточно высоком уровне.
Ситуация может измениться, и я не думаю, что дурное поведение заставит терапевта зеркально трепать вам нервы. Личные тайны, согласно все тому же контракту, тоже останутся погребенными навек. А вот в сфере служебного общения, покупки услуг и раздачи рекомендаций - сами понимаете...
Комментариев нет:
Отправить комментарий