понедельник, 2 марта 2015 г.

Без чувств

Знакомо ли вам это состояние? Как-то вам так... И не то чтобы грустно, и радость ни к чему, и не уютно, а беспокоиться вроде не о чем, а что-то, все-таки, тревожит, и на сердце, вроде как, камень... Непонятно и неприятно. По моим нерелевантным наблюдениям, число людей, склонных к таким состояниям или пребывающим в них постоянно растет. А у самого состояния есть очень точное название. А-лекси-тимия. Отсутствие слов для выражения своих чувств, в буквальном переводе. Эх, если бы только слов. В современном мире алекситимией называют неспособность определить само чувство и/или отличить эмоцию от физического переживания. И это кажется даже выгодным, поскольку алекситимия еще и развивает прагматизм.
Довольно часто я сталкиваюсь с людьми, которые на вопрос: "Что ты сейчас чувствуешь?" - отвечают: "Ничего". И из глаз катятся слезы. Как вариант. Или блуждает растерянная улыбка. Или... Возможностей много.

Не думаю, чтобы хоть кто-то в мире не знал, что такое алекситимия. В минуту крайнего гнева, горя, ужаса и даже экстаза эмоции тампуются, чтобы организм мог элементарно справиться с переживаниями. Но в эту минуту нам нечасто приходит в голову пристально всматриваться в собственные чувства. Чаще всего мы заняты реакцией на события и осознаем все с некоторой задержкой, чтобы потом сообщить друг другу: "Я так испугался!" Или: "Она совершенно вывела меня из себя!" Если на том и делу конец, ни о каких проблемах не может быть и речи. Плохо, когда это состояние затягивается или сопутствует по жизни.
Иногда бывает, что пережитые стрессы или горе лишают нас способности чувствовать надолго. В таком состоянии жить и даже отлично функционировать можно, но, на мой взгляд, нежелательно. Во-первых, жизнь стремительно теряет краски и становится безвкусной, как промокашка. Во-вторых, есть подтвержденное клиническими исследованиями мнение, что алекситимия - благодатная почва для развития психосоматических заболеваний. А они, как известно, могут разрушать организм совсем не фантазийным образом. В-третьих, свойственный алекситимии прагматизм мешает мечтать, то есть ставит под угрозу интерес к будущему. Жить становится как-то никак и как-то не для чего. Не удивительно, что алекситимиков считают склонными к депрессии.
Если речь идет о черте личности, все еще немного сложнее. Это означает, что человеку по каким-то причинам было запрещено чувствовать или проявлять себя еще в детстве. Робких деликатных детей порой достаточно просто не спрашивать. Более живучих можно и заткнуть. "Что ты разнюнился, как девчонка!" "Здесь нечего бояться!"  - известное дело, да?
И совсем тяжелая артиллерия: "Ты что, не любишь свою мать, изверг?!" Да ненавидит он вас в эту секунду, когда вы так орете, и ничего страшного в этом нет. Вы и сами ненавидите тех, кто на вас орет. Но сказать это вы ему никогда не позволите.
Есть мнение, что алекситимия, вошедшая в структуру личности, терапии практически не поддается. Как и в случае с ее близкими родственниками, аутизмом или синдромом Аспергера, я настроена довольно нагло. Даже намного наглее, потому что, в отличие от аутизма, с клиентом можно вполне себе общаться на одном языке. А дальше - нет ничего невозможного для человека с интеллектом. Было бы желание. По моим наблюдениям, спокойный, относительно здоровый, неленивый клиент избавляется от первичной глухоты прямо-таки стремительно. Месяца за три-четыре проступают и чувства, и слова, чтобы их описать. И тут возникает маленький пугающий фактор. Инстинкт самосохранения самыми "громкими" сделал неприятные ощущения: боль, страх, стыд, гнев. Радость, нежность, веселье, энтузиазм требуют для распознания большей тишины и согласованности с собой. Здесь нужно и время, и терпение, и  новая привычка к самому себе. В процессе работы мы их и получаем.
Когда наконец-то услышанные неприятные эмоции перестанут орать не своим голосом, появится возможность слушать и различать те, другие, ради которых, если честно, все и приходят. Высокий пилотаж - различение тонких сочетаний и органичное на них реагирование - требует тонкой доводки. Это уже не может быть стремительно, это долгая, усердная и кропотливая работа, не лишенная, как по мне, приятности. Впрочем, слово "долгая" тоже относительно. Несколько лет. Кто говорит пять-семь, кто - восемь, я ориентируюсь от трех, но тут уже все настолько индивидуально, что никаких абстрактных прогнозов быть не может. В любом случае, выбор здесь - провести в процессе перемен несколько лет или прожить жизнь без перемен, но и без чувств. Я бы второй вариант не выбирала еще и как мать. Родителям-алекситимикам, думаю, приходится нелегко, как и их детям. Дети еще не умеют выражать свои чувства, им особенно нужна эмпатия. И очень хорошо, когда родители помогают им ощущать и выражать себя. Так уже в роду прерывается порочный круг и, наконец, открывается выход из одинокого серого мира без чувств.


А вот вам бонус-приз: маленький, но эффективный тест TAS на чувствительность. 

Инструкция.
Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений. На каждое утверждение следует давать только один ответ:
  • совершенно не согласен;
  • скорее не согласен;
  • ни то, ни другое;
  • скорее согласен;
  • совершенно согласен.
Тестовый материал (вопросы).
1. Когда я плачу, то всегда знаю, почему.
2. Мечты – это потеря - времени.
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю.
5. Я часто мечтаю о будущем.
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.
7. Знать, как решать проблемы, важнее, чем понимать причины этих решений.
8. Мне трудно находить правильные слова для выражения моих чувств.
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам.
10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам.
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.
12. Я способен с легкостью описать свои чувства.
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.
14. Когда я расстроен, то не знаю, печален ли я, испуган или зол.
15. Я часто даю волю воображению.
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим.
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле.
18. Я редко мечтаю.
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так.
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях.
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям.
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему.
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри.
26. Я часто не знаю, почему я сержусь.
Ключ к Торонтской шкале алекситимии (TAS).
Подсчет баллов осуществляется:
1) ответы вопросов 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26 оцениваются следующим образом.
  • "совершенно не согласен" — оценивается в 1 балл,
  • "скорее не согласен" — 2,
  • "ни то, ни другое" — 3,
  • "скорее согласен" — 4,
  • "совершенно согласен" — 5.
 2) Иначе оцениваются пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24.
В них ставим противоположную оценку в баллах по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2—4; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 1);
Сумма баллов, полученная в результате сложения по всем пунктам, есть итоговый показатель "алекситимичности". Результаты могут распределиться в интервале от 26 до 130 баллов.

Нормы теста.
"Алекситимический" тип личности получает 74 балла и выше.
"Неаликситимический" тип личности набирает 62 балла и ниже.
Оказавшиеся в интервале от 62 до 74 баллов относятся к группе риска.

Комментариев нет:

Отправить комментарий