понедельник, 18 марта 2013 г.

Ответственность врача


Жизнь каждый день преподносит нам уроки. Или людей, у которых эти уроки можно взять.
Ярче всех с 8 Марта меня поздравил собственный зуб. В голову словно бы воткнули раскаленное шило, причем так, чтобы край его торчал наружу ровно настолько, чтобы я вообще не могла сомкнуть челюсти.

Восьмое - праздник, девятое и десятое - выходные, да еще доктор моя, как на грех, прихворнула, стало быть попала я к ней спустя четыре дня, за которые шило переросло в рельсу. Едва взглянув в мои остекленевшие от боли глаза, стоматолог все поняла, и вот я в кресле, и вот... И вот ничего.
Сначала моя доктор размышляла сама, потом призвала коллег, а под конец уже даже и мое незрелое мнение выслушивалось с особым вниманием. К консилиуму  не привлекались разве что кофейная гуща и магический шар. Боль есть. Видимой (а хоть и на рентгене) причины нет.
Мысленно я уже попрощалась с зубом, коллеги разошлись, а доктор моя, махнув рукой и сообщив мне, что она честно не знает, что там такое, взялась за работу. Вскрыла все, что можно было вскрыть. Обработала тем и этим. Наложила это и то. Искренне сообщила, что эффект от такого лечения может быть близок к тому, как если бы она распылила лекарства по кабинету. Выписала таблетки и полоскание. Велела звонить каждый день. Обязательно. Непременно.
Я отзванивалась, а боль понемногу утихала. День... Еще день... Еще пару дней - и врач поставила красивую прочную пломбу. Смеясь, сказала: ты сильно ошибаешься, если думаешь, что я теперь знаю, что это было.
А я в придачу к спасенному зубу получила урок,  который непременно усвою, уже усвоила. Даже если неизвестно, что и как произошло, даже если невозможно понять, в чем причина страданий, можно не опускать рук и, просто сделать все, что может помочь.  Обезопасить все возможные источники. Подстраховать все возможные слабинки. Быть готовым к тому, что что-то не так пойдет, и пациент обвинит в этом именно тебя. Принять нелогичное решение и выполнить его. Это ответственность врача. И это ответственность человека, помогающего другим людям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий