суббота, 12 января 2013 г.

В поисках счастья (и психолога)

Счастье человека - это его характер, - любила повторять подруга моей бабушки. Потом она стала подругой мамы, потом - моей, так что я, можно сказать, выросла под аккомпанемент этих слов.

Бывают плохие времена, бывают ужасные времена, всякие бывают. И я знаю, что эта статья войдет в резкое противоречие с популярной ныне профессиональной позицией, поэтому не уверена, что так уж хочу ее публиковать. Однако же это важно. То есть для меня важно, потому что это и есть цель и смысл моей работы: помогать людям становиться счастливыми. Нет, я не говорю, что все остальные должны следовать тем же целям, просто у меня они такие.

В мире происходит очень много того, что нельзя изменить. Жизнь бывает то нелегкая, то непростая, то обидная какая-то. Здоровье не всегда поддается коррекции. Особенности психики, между прочим, тоже. Есть вещи, даже неприятные, которые выдрать из структуры личности абсолютно невозможно, да на самом деле и не нужно. Опять же, человеческий род терзают извечные страхи. Все боятся видеть старение родителей, боятся тяжелых болезней и старости, бедности, смерти, наконец. И с этим нужно как-то жить. А поскольку жизнь одна, хорошо бы жить счастливо, правда?
Много лет я посвятила именно этому вопросу: поискам личного счастья. Из области иллюзий - в поиски - чего? Материальных благ, общественного положения, известности. Я получала в большей или меньшей степени все, чего хотела. Однако это не делало меня счастливой. И в какой-то момент мне снова приходилось говорить себе: ну вот, Элина, это снова не то, чего ты хотела, пора приниматься за поиски. Я была очень упорна. Делала ошибки и отказывалась от разочаровавших меня достижений, что, в свою очередь, тоже было ошибкой. А жизнь шла своим чередом, а я не опускала рук, и единственное, за что могу себя теперь благодарить - это за то, что всегда старалась держать глаза открытыми. В этом-то и был, как оказалось, залог счастья. Странно, что глобальные вещи ищутся где угодно, только не у себя под носом.
И вот вам мой личный ключ к счастью: очень простой, на грани примитива. Смотреть, слушать, реагировать и осознавать это. Проживать каждую секунду, как единственную - ведь она и есть единственная. Чувствовать ее и свою многомерность, свое единство с местом и временем, каковы бы они ни были. Пространство дробится на мельчайшие детали - все они принадлежат вам в эту секунду. И среди них - множество тех, на которые душа и тело отзываются этим неповторимым чувством - счастьем.
Бывают плохие времена, бывают ужасные времена. И бывает множество времен, которые так называются. Мы не позволяем себе ощущать счастье, когда что-то идет не так. Но оно почти все время идет не так. Кто-то болеет, кто-то стареет и умирает, то кризис, то призрак войны, то тошно, то страшно. И социум рад стараться: все эти негативные разговоры, внушение каждому, что он неудачник, если у него нет яхты и острова в Тихом океане, что он умрет под забором и уже сейчас недостоин ничего хорошего или доброго, и лучше бы ему хорошенько скрывать свои страшные тайны. Цель понятна: робкое загнобленное или одуревшее от агрессии существо замечательно подчиняется манипуляциям, им очень легко управлять. У социума свои цели, но у личности-то свои. И цели эти неплохо бы разделять.
Мы не можем быть счастливыми в момент тревоги или печали? Кто сказал? Природа позаботилась о том, чтобы наши руки, ноги, глаза выполняли одновременно совершенно разные функции. Было бы глупо думать, что она не позаботилась подобным образом и о наших чувствах. Если не брать во внимание моменты суженности сознания, что случается не часто, человек способен ощущать многие вещи одновременно. Он всего лишь не позволяет сам себе осознать то, что чувствует. Но  может научиться довольно быстро, если позволит. Даже в горе можно быть счастливым, даже в самые кошмарные моменты можно на время вернуться воспоминаниями в замечательные - если мы успели их прочувствовать, осознать и прожить. Потому что полнота жизни и есть то самое желанное счастье. И пока мы живы, оно все время с нами, нужно только научиться его принимать. Знаете, что? Я, такая не особенная, мелкая и слабая, - я научилась.

И, наконец, непопулярная часть. Моя работа - это много-много-много техничных приемов и правильных вопросов. Это знания, развитие, ежедневная учеба - и всегда будет мало. Но это еще и личность. Душа соприкасается с душой, чтобы поддержать ее в трудную минуту. И я абсолютно убеждена, что, помимо знаний, психолог должен обладать двумя качествами. Первое - жизненный опыт. Сейчас модно говорить, что не обязательно вариться в бульоне, чтобы узнать его вкус. Однако жизнь не бульон, и, разделяя с человеком его переживания, нужно обладать какой-то общей памятью, иначе понять и почувствовать его будет немыслимо сложно. Нужен опыт потерь, предательства, падений и взлетов. Необходимо на своей шкуре попробовать, что это такое - жизнь, и как она может ударить. Нет никакого смысла казаться сильнее, чем ты есть, потому что тогда вместо помощи получится сотворение кумира - и только.
И второе качество. Психолог должен быть счастливым человеком. Не просто милым, вежливым или там успешным, а именно счастливым. Потому что несчастный человек сух и пуст изнутри, в нужный момент он не сможет ни отдать часть своей души, ни позволить другому подняться выше себя. Кстати, это касается не только психологов.
Бывают плохие времена, бывают разные времена, но человек, к которому вы обращаетесь за помощью, непременно должен быть счастливым, иначе ничего не получится.

2 комментария:

  1. Элина, здОрово!Прочитала сейчас много ваших постов, хотелось что-то прокомментировать, но они настолько совершенны и самодостаточны, что показалось просто безвкусицей что-то добавлять. А тут - "нашла, за что "уцепиться". Я часто думаю - мои бабушка и дедушка воевали, они и познакомились на войне. Но ведь там же страшно, там ужас - как же это - на войне познакомиться и влюбиться? Значит, на войне была любовь? Разве это совместимо? Значит, и счастье было? Разве так может быть, ведь война идёт - горе, страх, кровь, смерть...Мне кажется, счастье - это сила жить, не смотря ни на какие неприятности. Счастье - это уметь найти радости среди усталости, боли, разочарований,предательства,безденежья...Почувствовать, от чего на душе станет теплее, светлее - и подарить это себе.Даже в боли, даже в горе...Такой "помоги себе сам получается".

    ОтветитьУдалить