суббота, 28 августа 2010 г.

Креативность и кризис

Недавно общалась с топами одного давно знакомого международного концерна. Не концерн - рыночный монстр, преклоняюсь перед их успешностью. Кризис они прошли ровненько, как по струночке, сейчас снова движутся вверх.
В очередной раз подумалось, в чем причина их успеха. Помимо отличного маркетингового плана и крепкого позитивизма, один из опорных столпов их работы - креативность.
Все новички в компании проходят не только бесплатные тренинги продаж или, скажем, управления (кому что нужно), но и тренинги креативности: раскрепощающие, прививающие вкус к нестандартным и элегантным решениям, развивающие умение пользоваться эмоциональным фактором и, конечно, сплачивающие команду, поскольку тренинги креативности - превосходное командообразующее мероприятие.
Творческая нотка закладывается изначально и дает очень интересный результат. Продажи компании росли весь кризисный период: неприятные рыночные условия потребовали гибкости и оригинальных путей - а вот они! От топ-менеджмента до продавцов - все постоянно являются генераторами свежих идей, нестандартного подхода к производственному процессу и непосредственно к клиентским потребностям. Пути обычных бонусов и поощрений, не слишком выгодные в период затягивания поясов, моментально заменились оптимальными предложениями, продуманными подарками и прочим, при этом акцент мягко сместился с финансовых выгод клиента на предложения, имеющие, как это называют, сентиментальную ценность. Для компании это оказалось менее обременительным, а для клиента - по-прежнему значимым, ведь и он переживал кризис и находился в собственном упадке.
Весомым стал и другой, не столь бросающийся в глаза плод развития креативности. Последние годы потребовали от большинства из нас увеличения рабочего времени, увы. И тут на поверхность вышел фактор, продуманный руководством корпорации изначально, но не настолько очевидный в докризисные времена. Оказалось, что сотрудники компании приняли это неприятное обстоятельство без особого напряжения. Творческая часть работы и взаимоотношений и раньше присутствовала в их жизни как позитивный, украшающий фактор не с девяти до шести, а постоянно. И практически не составило труда организовать свое рабочее время и трудовые процессы таким образом, чтобы извлекать из экстра-часов и экстра-усилий максимум приятности. Результат налицо: люди вытянули компанию и подняли свои доходы. Меж тем сплошь и рядом видны обратные примеры: не в силах проводить на стрессовой работе по 10-13 часов, люди уходят, временами - в никуда, и часто это оказываются самые ценные сотрудники.
Очень неприятно, что в украинских компаниях сплошь и рядом наблюдается обратная динамика: с осложнением экономической ситуации развивающие тренинги пошли под нож первыми. Продажи-продажи-продажи... Конечно, тренинги успешности в продажах важны и необходимы, и, конечно, толковый тренер всегда втиснет туда элементы креативности, но как же этого недостаточно. Усталый, напряженный, несамостоятельный продавец - бомба замедленного действия, заложенная в отношения компании и клиента. В какой-то момент она бесшумно взрывается - и клиент уходит по той простой причине, что он тоже устал и напряжен, и ищет не только более выгодных предложений, но и взаимоотношений, которые поддержали и мотивировали бы его. Уходит, не высказав ни единой претензии - формально их может и не быть...

Комментариев нет:

Отправить комментарий