пятница, 18 мая 2018 г.

Дислексия: страхи, мифы, выходы

Одна из тем, обходимых в обществе стыдливым молчанием, - дислексия. 
Дислексию скрывают. Дислексией позорят. Дети с дислексией - вечные козлы отпущения безграмотных учителей. Родители их, кстати, тоже. Дислексия опутана мифами. Очень мало кто знает, что оно такое на самом деле. Я вам сейчас расскажу. 

Первое и главное
Дислексия не является психическим заболеванием.  Более того, лекарств, способных излечить дислексию, не существует. Это генетически обусловленный, иной, непохожий на стандартные, способ работы головного мозга. Представьте себе, что вы взяли видеокамеру, установили приложение, позволяющее писать титры, и пытаетесь таким образом создать бухгалтерский документ. Получится? У наиболее упорных - да. Но с большой задержкой и немного не так. Здесь происходит нечто подобное. Общепринятые пути оказываются не слишком эффективными.

Единого типа дислексии не существует
Проявления дислексии можно объединить в более-менее цельный пакет. Правда, иногда из него выделяют дисграфию как отдельный вид, связанный именно с письмом. Подозреваю, что с развитием искусства тапанья по клавиатуре процент счастливых обладателей дисграфии должен расти, но не знаю точно. Есть и менее распространенные варианты, тоже порой выделяемые отдельно.

Как бы то ни было, общие симптомы дислексии примерно таковы. Интеллект в полном порядке, но человек:
- испытывает затруднения в чтении;
- с трудом пересказывает прочитанное;
- угадывает содержание текста, а не прочитывает его;
- пишет с ошибками простейшие слова;
- переписывает текст тоже с большим количеством ошибок;
- путает местами буквы при письме, ударения и порядок слов в предложении в устной речи;
- должен прилагать чрезмерные усилия, имея дело с текстами, иногда - арифметикой;
- переживает проблемы с концентрацией внимания;
- забывает даже простые вещи вроде имен или номеров телефона, даже таблицы умножения;
- путает лево и право;
- испытывает затруднения с координацией движения, мелкой моторикой.

Это не все симптомы, но, хотя бы, наиболее характерные. Естественно, мы с вами не цепляемся к одному признаку, а смотрим в совокупности.
Для психотерапевта и любящих людей могут иметь значение еще такие моменты как эмоциональная нестабильность, возбудимость, неуверенность в самоидентификации и повышенное требование справедливости - последнее может причинять окружающим больше неудобств, чем кажется на первый взгляд, - а также не то внушенный, не то врожденный, но повышенный страх совершения ошибки.
Вот почему дислексия не совсем обычное заболевание. Причины вышеперечисленных симптомов могут быть разными. Мозг у всех тоже работает по-разному, реагирует на дислексию неодинаково и выдает на-гора совершенно различные, иногда не связанные, на первый взгляд, сочетания признаков.

Убедитесь в правильности диагноза
Выявить дислексию  желательно как можно раньше. Но у проблем с чтением, письмом, усидчивостью и вниманием может быть множество причин. Поэтому, прежде чем невролог вынесет свое заключение, специалисты в игровой форме исследуют слух и зрение ребенка.  Также необходимо понять сильные и слабые стороны в обучении ребенка и то, насколько и как он устает, изучая разные навыки чтения и письма. Это поможет найти наиболее эффективные стратегии его обучения. 

Есть ли выход?
В наше, привычное к таблеткам, химиям, магиям и хитрым нейтрофилософическим технологиям, время люди стремительно утрачивают умение вычленять главное. Знаете, почему? Потому что оно простое, немагическое, лежит на поверхности и требует повседневного внимания.
Первое и главное: поверьте в себя. Родители ребенка с дислексией: поверьте в него.
Очень трудно жить, когда всем вокруг легко и просто дается что-то, что вам не по силам. Особенно если добрые люди начинают называть вас тупым и ленивым. Рано или поздно хочется поверить им и сдаться. Но опустив руки, вы просто докажете "доброжелателям", что они правы. И в конце концов лишите себя надежды. Итак, первый и главный шаг - осознать, что при другом подходе можно добиться успеха.

Поиски стратегий
Люди с дислексией могут добиться успеха, сменив способы обучения. Школа - это школа. Она работает по усредненному графику, без учета индивидуального запроса.
Был у меня клиент, по которому с первого взгляда стало видно: у него другой тип мышления.  Умник, успешник, объем знаний - огромный, карьера - отличная. И хорош собой. Всю свою молодую жизнь провел в борьбе за то, чем овладел бы при другом подходе в два счета. И со школой, которая ему, умнику и успешнику, доказывала, что он тупой злонамеренный бездельник. Он не сдался и победил. И победил бы намного меньшей кровью, если бы ему помогли с грамотным профильным преподавателем.
Нужно быть готовым к тому, что интенсивное обучение с таким преподавателем обычно стоит недешево и требует упорного долгого труда. В помощь тем, кто пока не может найти учителя или обеспечить себе  его услуги, существуют компьютерные программы: обучающие и игровые, созданные специально для обучения и развития детей с дислексией.
Исследуйте свои сильные стороны. Очень часто люди с дислексией не способны запомнить слово, просто видя или слыша его. Зато хорошо узнают язык, внедряясь в структуру речи, изучая ее и классифицируя. Иные успешно привлекают образное мышление. Попробуйте найти тот ключ к пониманию окружающего мира, который будет наиболее эффективным именно для вашего мозга, и применить его к речи и памяти.
Обратите внимание на ваших предшественников. Например, на Альберта Эйнштейна. Или вам ближе Энди Уорхол? 
И еще раз: не сдавайтесь.
Вы не исключительны - вы уникальны.







Комментариев нет:

Отправить комментарий